Крупнейший автопроизводитель мира — компания General Motors, бухгалтерскую отчетность которой сейчас исследует Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC), в среду сделала признание: выручка за 2001 г. завышена на $300-400 млн. GM придется пересматривать финансовые отчеты и за следующие годы. Котировки ее акций на New York Stock Exchange опустились до уровня 1992 г. А агентство Fitch снизило в среду рейтинг бумаг компании, и без того находившийся на "мусорном" уровне, сразу на две ступени — до B+. Вдобавок убытки компании за девять месяцев нынешнего года теперь составляют $3 млрд.
--------------------------------------------------------------------------------
General Motors в 2004 г. продала 9,1 млн машин, получила $193,5 млрд выручки и $2,8 млрд чистой прибыли. В конце 2001 г. выяснилось, что компания Enron скрывала долги на $8 млрд и завысила прибыль более чем на $1 млрд - при помощи офшоров. Enron с капитализацией $63 млрд была объявлена банкротом, финансовый директор компании Эндрю Фастоу получил 10 лет тюрьмы, казначей Бен Глайсан - пять лет. В 1999 г. рыночная капитализация оператора телефонных сетей WorldCom составляла $185 млрд. Летом компания сообщила о бухгалтерских махинациях на $3,8 млрд и объявила себя банкротом. Это было крупнейшим банкротством в истории США - активы WorldCom составляли тогда $107 млрд. По результатам пересмотра отчетности за 2000-2002 гг. объем махинаций составил $11 млрд. Компания учитывала текущие расходы как капитальные, что позволяло ей распределять затраты на несколько лет вперед. В августе 2005 г. Скотт Салливан, бывший финансовый директор WorldCom, получил пять лет тюрьмы за мошенничество с бухгалтерской отчетностью. Основатель и гендиректор компании Бернард Эбберс приговорен к 25 годам заключения.
--------------------------------------------------------------------------------
В среду, как только закрылись торги на NYSE, GM выступила с заявлением: выручка за 2001 г. завышена на $300-400 млн, при том что прибыль ее в тот год составила $601 млн (в 2000 г. — $4,45 млрд). Результаты 2001 г. пересматриваются вторично: GM уже после публикации первой версии отчета исключила из него показатели аэрокосмического подразделения Hughes Electronics, из-за чего прибыль выросла до $1,2 млрд. Причина очередного пересмотра отчетности четырехлетней давности в том, что в доходной части GM учла кредиты от поставщиков, гарантированные будущими продажами, сразу за весь срок кредитного соглашения. По правилам же американской бухгалтерской отчетности эту сумму надо равномерно распределять по всем годам кредита. В компании сообщили, что эти кредиты — один из предметов внимания SEC, которая вообще-то занимается документами GM из-за того, что компания собралась сокращать социальные выплаты уволенным сотрудникам. (Сейчас социальные выплаты достигают в цене каждого автомобиля GM $1500.)
Пресс-секретарь GM Тони Симонетти признала, что GM собирала своих аудиторов, чтобы обсудить вопрос об отчетности, и что аудиторы осознали, что надо было распределять поступления от кредитов по всему сроку их действия. Проще говоря, доходы, которые уже были учтены в 2001 г., продолжают на самом деле поступать по сю пору. Симонетти пообещала, что пересмотр вызовет "незначительные" изменения в показателях доходности за все годы, следующие за 2001-м. Аудиторы намерены завершить пересмотр до того, как будет выпущен годовой отчет за 2005 г. Пока что SEC не имеет никаких претензий ни к GM, ни к ее генеральному директору Рику Вагонеру.
История с неправильно учтенными кредитами — очередной удар по GM. Акции компании, как нарочно, вернулись к уровню именно 1992 г., когда в GM разразился предыдущий финансовый и управленческий кризис. Тогда произошел переворот в руководстве компании, и Рик Вагонер стал ее финансовым директором с задачей вывести компанию на прибыльность. До прошлого года его работа признавалась почти образцовой, однако нынешний год, когда конкуренция автопроизводителей из-за высочайших цен на бензин решительно обострилась и спрос на сравнительно дорогие машины GM резко упал (например, только за октябрь — на 26%), вся стратегия Вагонера была поставлена инвесторами под сомнение. Убыток автоконцерна за I квартал 2005 г. составил $839 млн, за III квартал — $1,1 млрд. Показатель убытка за II квартал первоначально составлял $318 млн. Позавчера GM объявила о пересмотре чистого убытка за этот период почти в четыре раза — до $1,07 млрд. Увеличение убытка связано с переоценкой 20%-ной доли GM в японской Fuji Heavy Industries.
В добавление ко всему в среду GM заявила, что сейчас занимается оценкой эффективности процедуры раскрытия данных компании — касательно "некоторых активов" — и что до 30 сентября контроль за этим не находился на достаточном уровне, как того требует SEC.
Комментарий "Профит Хауз":
Если посмотреть на динамику торгов этими акциями, то можно увидеть модель "голову с плечами". Потенциал падения ниже "0". Можно предположить, что банкротство неминуемо!
Источник материала "Ведомости".
Пятница, 11 ноября 2005, 11:47
|