Лидеры нефтяного сектора обратили свое внимание на природный газ, стараясь удовлетворить растущий спрос на ранее пользовавшееся малой популярностью топливо.
Нефть продолжит господствовать в транспортном секторе, говорят аналитики, однако природный газ станет основным топливом на электростанциях, сменив загрязняющий воздух уголь.
"До середины девяностых на газ смотрели как на поощрительный приз", - говорит сотрудник Международного энергетического агентства (IEA) Дэниэл Симмонс.
Природный газ, залежи которого обычно находят рядом с месторождениями нефти, традиционно рассматривался как слишком дорогой для добычи и транспортировки на рынки.
"Компании затыкали скважины и шли дальше. Но по ряду причин газ сейчас стал очень хорошим бизнесом", - сказал Симммонс.
Инвесторов привлекают газовые проекты в Катаре, располагающем третьими по величине в мире запасами природного газа, в России, Египте, Ливии и Алжире.
Спрос на газ может расти на три процента в год в течение следующих 15 лет, считает Royal Dutch Shell, а IEA оценивает необходимый объем инвестиций для удовлетворения этого спроса в $2 триллиона в первые два десятилетия этого века.
"Список инвесторов в газовые проекты говорит "кто есть кто в мире энергетики". Когда вы посмотрите на объем инвестиций, которые делают супергиганты в газовые активы по всему миру, вы не будете сомневаться в том, что это масштабная тенденция", - сказал Симмонс.
IEA прогнозирует, что в 2020 году газ станет вторым по значимости энергоносителем в мире, вытеснив с этого места уголь.
BP например, частично инвестирует газовые проекты, чтобы продемонстрировать свое бережное отношение к окружающей среде.
Однако природный газ завоюет свою долю на некоторых энергетических рынках только в том случае, если будет адекватно решаться проблема надежности поставок.
"Это геополитический вопрос. Богатые энергоносителями регионы должны обеспечить инвесторам условия для разработки их ресурсов и создания необходимой инфраструктуры", - сказал сотрудник Wood Mackenzie Бон Холлинз.
"Например, в интересах международного сообщества покупка иранских газовых резервов, однако для инвестиций существуют
политические барьеры", - добавил он.
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА
Преимущества природного газа по сравнению с ядерным топливом и углем наиболее видны в электрогенерирующей индустрии. Природный газ - многофункциональное, горящее чистым пламенем топливо, а электростанции на газе относительно дешево и быстро возводятся.
Доля газа в мировом энергетическом спросе вырастет с 21 процента в 2003 году до 24 процентов в 2030 году, в основном за счет сокращения доли угля и ядерного топлива, прогнозирует IEA.
В то же время, чем дороже природный газ, тем более экономными будут другие экологически безопасные альтернативы.
Острый газовый конфликт между Украиной и Россией на короткое время привел к снижению поставок газа в Европу и подверг сомнению надежность Москвы как поставщика.
"Подтолкнули ли политиков эти опасения, связанные с Россией, к внутренним источникам производства энергоносителей? Несомненно. Имели ли они политический резонанс? Да", - сказал стипендиат-экономист Оксфордского университета Дитер Хельм.
Другие призывают не проводить слишком много параллелей между нефть и газом, особенно учитывая политические факторы в обладающих крупнейшими запасами России, Иране и Катаре.
Газ не так ликвиден на рынке, как нефть, так как он направляется по газопроводам прямо потребителям или транспортируется в сжиженной форме специальными танкерами.
Договоры о продаже газа обычно заключаются на продолжительный период времени, а производители газа соревнуются за клиентов на каждом из физических рынков.
В то же время торговля газом стала более глобальной и больше не стеснена географическими границами.
"Сейчас существует какое-то подобие мирового рынка, особенно с ростом экспорта сжиженного газа (перевозимого танкерами)", - сказал Холлинз.
Вторник, 10 января 2006, 12:49
|