Авиакомпания "Аэрофлот" может затянуть покупку шести отечественных самолетов Ил-96-300 до бесконечности, пока "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) сама не откажется от ее исполнения. Об этом RBC daily сообщил источник, знакомый со сделкой. По его словам, между ИФК и "Аэрофлотом" был подписан договор, в котором не обозначены даты авансовых платежей и поставки Ил-96-300. "В договоре лишь прописано, что первый самолет поступит в парк авиакомпании через 18 месяцев со дня поступления аванса. На сегодняшний день он не оплачен, а значит, никаких обязательств "Ильюшин Финанс" и завод-производитель перед авиакомпанией не несут", - подтвердил генеральный директор ИФК Александр Рубцов. По его словам, портфель подтвержденных заказов компании сформирован на несколько лет вперед, в случае отказа "Аэрофлота" от покупки Ил-96-300 ничего критического для ИФК и отечественного авиапрома не произойдет: компания просто начнет переговоры с другими авиакомпаниями о реализации этих машин. Но эксперты отмечают, что договор готовился семь лет и просто так его аннулировать авиакомпании будет сложно, и призывают авиакомпанию к изучению кодекса деловой этики.
Ил-96-300 - дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолет, предназначенный для перевозки пассажиров и грузов на воздушных магистральных линиях протяженностью до 11 тыс. км. Изготавливается Воронежским акционерным самолетостроительным обществом (ВАСО). Модель разработана в 1978 г., регулярно эксплуатируется с 1993 года. В настоящее время в эксплуатации находятся тринадцать Ил-96-300: по два в ГТК "Россия" и KrasAir, шесть в "Аэрофлоте", три в "Домодедовских авиалиниях", а также один грузовой борт, принадлежащий авиакомпании "Атлант-Союз". Продвижением как на отечественный, так и на международный авиарынок занимается лизинговая компания "Ильюшин Финанс".
Авиакомпания "Аэрофлот" может отказаться от покупки шести дальнемагистральных самолетов Ил-96-300. Как рассказал RBC daily источник, близкий к компании, для этого ей нужно просто не перечислить лизингодателю - ИФК - авансовые платежи, сославшись на неисполнение им требований по технической эксплуатации (в том числе и безопасности) самолетов, насчитывающих 28 пунктов. По его словам, в документах не прописаны ни сроки начала производства, ни сроки поставки техники. "Там содержится положение о том, что первый самолет поступит в парк авиакомпании через 18 месяцев с момента перечисления первого платежа", - пояснил он RBC daily. Об этом знает и гендиректор ИФК Александр Рубцов, который не так давно сказал, что по этой причине "Ильюшин Финанс" не начал строительство самолетов для "Аэрофлота". Он подчеркнул, что если до лета будущего года "Аэрофлот" не перечислит аванс за эти самолеты, то ИФК начнет переговоры с другими авиакомпаниями о реализации этих машин.
Генеральный директор ИФК уверен, что найти покупателей на эту технику будет не сложно, а отказ "Аэрофлота" от покупки никак не отразится на деятельности лизинговой компании. По словам Александра Рубцова, в 2005 г. ИФК построила и сдала в лизинг пять самолетов, из них четыре Ту-204-300 и один Ил-96-300. В 2006 г. она передаст в лизинг еще около десяти самолетов. В том числе в начале февраля на Кубу улетит второй Ил-96, заказанный авиакомпанией Cubana de Aviacion. В 2006 г. ИФК планирует начать строительство тринадцати самолетов семейства Ил-96, семи самолетов Ту-204 и десяти самолетов Ан-148 общей стоимостью около 35 млрд руб.
В авиакомпании комментировать покупку российских лайнеров не спешат. "Никаких решений во изменение контракта "Аэрофлот" не принимал. Выполнение его условий предполагает обоюдные действия - как со стороны авиакомпании, так и со стороны ИФК", - сказала RBC daily начальник пресс-службы "Аэрофлота" Ирина Даненберг. Она пояснила, что авиакомпания до сих пор не получала дополнительных официальных гарантий надежности самолетов Ил-96-300, которые в сентябре прошлого года у ИФК запросил совет директоров "Аэрофлота" и которые "должны быть закреплены в контрактной документации сделки по приобретению самолетов".
Представитель авиакомпании, участвующий в переговорах с ИФК, но пожелавший остаться неназванным, пояснил RBC daily, что, для того чтобы авиакомпания перечислила авансовый платеж, сделка должна пройти процедуру корпоративного одобрения. Этого не произойдет, пока не будет доказана безопасность эксплуатации самолетов и не будут выполнены требования к ИФК совета директоров, насчитывающие 28 пунктов. До этого момента сделку может опротестовать любой акционер, обвинив в заинтересованности другого владельца акций (речь идет о НРК, которая одновременно является владельцем акций "Аэрофлота" и ИФК). "Любой суд опротестует утверждение о незаинтересованности НРК", - сказал представитель "Аэрофлота". Владелец НРК Александр Лебедев отказался говорить что-либо по этому поводу.
Как рассказала RBC daily заместитель генерального директора ИФК Дарья Доренвендт, в действующем договоре уже учтены все технические требования "Аэрофлота" к поставляемым самолетам, отвечающие как российским, так и международным требованиям авиационной безопасности. Дополнительные предложения "Аэрофлота" по условиям поставки самолетов Ил-96-300, состоящие из 28 пунктов, появились только через два месяца после подписания самого договора, и, соответственно, оттягивание перечисления аванса не может быть обосновано вновь предъявляемыми требованиями. Кроме того, они не содержат ничего нового, что не было бы учтено в действующей редакции договора. "В ноябре 2005 г. мы направили в авиакомпанию исчерпывающие предложения по 27 пунктам, однако до сих пор реакции на них со стороны нашего заказчика не последовало", - сообщила она. По ее словам, на один пункт ИФК не ответила, так как он касался расширения предмета контракта - поставки летного тренажера. "Поэтому данный пункт мы вынесли в отдельное сопроводительное письмо", - объяснила Дарья Доренвендт.
Управляющий партнер компании "2К Аудит - Деловые консультации" Иван Андриевский призвал "Аэрофлот" выучить кодекс корпоративной бизнес-этики. "Скорее всего, "Аэрофлот" нашел замену отечественным самолетам и теперь пытается избежать исполнения контракта", - говорит он. - Однако если предприятие сделало заказ на самолеты, но в дальнейшем увидело, что они не являются для него необходимыми, то оно должно не уклоняться в одностороннем порядке от платежей и закупок техники, а встретиться со своим контрагентом и обговорить штрафные санкции". По его мнению, в эту сумму должны быть включены подготовительные мероприятия и затраты в связи с началом исполнения контракта. "Хотя юридически у "Аэрофлота" будут шансы и так отказаться от исполнения контракта и приобрести машины другого производителя", - уверен эксперт.
Источник материала РИА "РосБизнесКонсалтинг".
Среда, 18 января 2006, 13:01
|