Стратегические инвесторы распределительных сетевых компаний добились своего. РАО ЕЭС может вместо четырех межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК) создать 10-12. Это отвечает интересам "стратегов", но может снизить привлекательность этих компаний для портфельных инвесторов.
Концепция реформирования отрасли предполагает, что электросети напряжением 110 кВ и ниже по всей территории России, за исключением Дальнего Востока, объединятся в четыре МРСК: Центра и Северного Кавказа, Северо-Запада, Урала и Волги, Сибири. Эта идея давно не нравилась стратегическим инвесторам, в частности Комплексным энергетическим системам (КЭС). "Создание МРСК в таком обобщенном виде, как это обозначено в концепции реформы, нецелесообразно. Во-первых, такие компании будут плохо управляемы, во-вторых, подобная система формирования МРСК не позволит увеличить их капитализацию",- рассказали "Бизнесу" в пресс-службе КЭС.
Представители администраций ряда регионов также боролись за контроль над сетевыми компаниями и критиковали идею создания крупных МРСК.
Так, "Бизнес" не раз писал о стремлении московского правительства получить контроль над столичными сетями. Правда, пока все ограничилось тем, что правительство Москвы на паритетных началах с РАО ЕЭС создало компанию для управления сетевыми активами. Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко в декабре прошлого года обвинила энергетиков в том, что они не вкладывают средства в развитие городских сетей, и тоже потребовала передать контрольный пакет сетевых компаний от РАО ЕЭС регионам.
Похоже, позиция миноритариев и муниципалитетов находит поддержку в РАО. "Федеральная сетевая компания (ФСК) (ей предстоит управлять МРСК.-"Бизнес") вместе с РАО ЕЭС и миноритарными акционерами ищет взаимоприемлемые решения, конечная цель которых - устойчивое финансовое положение распределительных сетевых компаний и привлечение инвестиций",- заявил "Бизнесу" представитель ФСК Андрей Егоров. Теперь в качестве одного из возможных вариантов рассматривается создание по территориальному принципу 10-12 компаний с примерно равной балансовой стоимостью ($1 млрд). По информации "Бизнеса", также изучается возможность участия муниципалитетов в допэмиссии сетевых компаний, чтобы позволит местным властям установить контроль над ними. "Правда, зачастую муниципалитеты не понимают, какие корпоративные процедуры для этого необходимы, и требуют отдать активы даром",- говорит собеседник "Бизнеса", знакомый с деталями новой схемы. Еще одна опасность заключается в том, что муниципалитеты, установив контроль над сетевой компанией, могут превратить ее в инструмент социальной политики и лоббировать более низкие тарифы для населения.
"Создание 10-12 небольших компаний позитивно скажется на их управляемости и уменьшит конфликтность между акционерами МРСК",- считает аналитик ИК "Проспект" Алексей Соловьев.
"Сейчас сетевые активы недооценены рынком",- утверждает Љаналитик ИК "Финам" Семен Бирг. Планировалось, что уже в этом году на рынке будет происходить обмен акций РСК на акции МРСК, которые, по логике реформы, должны были стать голубыми фишками. Однако, по оценке Бирга, в случае разукрупнения МРСК "сегмент может оказаться излишне зарегулированным и менее интересным для портфельных инвесторов".
Источник материала "Бизнес"
Среда, 1 марта 2006, 11:53
|