Традиционные операторы фиксированной связи решили взимать плату с абонентов, повторно меняющих оператора дальней связи. Московская городская телефонная сеть (МГТС) уже ввела тариф на такую услугу — 200 руб. "Связьинвест" поддерживает эту инициативу, а в "Ростелекоме" ею возмущены.
С 1 января вступили в силу новые правила оказания услуг телефонной связи, лишающие "Ростелеком" монополии на услуги междугородной и международной связи. Первым конкурентом "Ростелекома" стал "Межрегиональный Транзиттелеком" (МТТ). По оценкам iKS-Consulting, доходы операторов от услуг дальней связи конечным потребителям в 2005 г. составили $2,4 млрд (без учета сотовых компаний).
Новые правила оказания услуг телефонной связи дали абонентам возможность выбирать оператора дальней связи. Сделать это можно двумя способами — в режиме hot choice, набирая перед каждым звонком код того или иного оператора, либо в режиме preselect, когда все междугородные и международные звонки автоматически направляются на сеть заранее определенного оператора. В последнем случае абонент должен предварительно наведаться на местный узел связи и написать там заявление. В Москве эта услуга, как оказалось, будет небесплатной.
Как рассказала начальник управления общественных связей МГТС Екатерина Хаустова, поменять оператора дальней связи бесплатно абонент сможет лишь один раз — самый первый. Если же он надумает отказаться и от нового оператора, то должен будет заплатить сумму, равную ежемесячной абонплате — 200 руб. Речь идет только о смене постоянного оператора — в режиме hot choice платы не будет, уточняет Хаустова. Введенный тариф позволит МГТС "покрывать технические издержки на переключение абонентов", добавляет она. "Необходимо переписать договор, перенастроить биллинговую систему", — соглашается с ней пресс-секретарь "Северо-Западного телекома" (СЗТ) Элла Томилина. Правда, в СЗТ пока не решили окончательно, вводить плату или нет. Хотя крупнейший акционер СЗТ и еще шести межрегиональных операторов местной связи — "Связьинвест" инициативу МГТС поддерживает. "Мы относим второе обращение абонента [о смене оператора] к затратной для операторов услуге и считаем, что операторы вправе взимать за нее деньги", — поясняет директор департамента информационного обеспечения "Связьинвеста" Олег Михайлов.
В Мининформсвязи инициативе операторов удивились. Ни один из действующих нормативных документов не предусматривает взимания платы за выбор оператора, передал "Ведомостям" замминистра информтехнологий и связи Борис Антонюк. Но в МГТС считают, что новые правила оказания услуг связи не запрещают операторам ввести такой тариф. Оператор имеет право взимать с абонента плату за существенное изменение в договоре — а этот случай как раз таковым и является, объясняет Хаустова.
В "Ростелекоме" инициативой МГТС возмущены. "Можно понять желание оператора компенсировать трудозатраты, которые он несет при переключении абонентов, но непонятно, почему плата берется со второго раза, а не сразу же", — недоумевает представитель "Ростелекома". Аналитики также считают взимание тарифа на таких условиях несправедливым по отношению к бывшему монополисту. Получается, что отказаться от "Ростелекома" абоненты могут бесплатно, а вернуться — за деньги, рассуждает аналитик "Атона" Надежда Голубева.
Вводя подобные тарифы, местные операторы препятствуют абоненту в выборе более качественной связи и тем самым ограничивают конкуренцию на рынке, поэтому их действия могут быть оспорены антимонопольным органом, рассуждает председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. Вряд ли оператор, запустивший такой тариф, сможет обосновать его размер, доказав, что издержки на переключение абонента и впрямь столь высоки, считает он.
Источник материала "Ведомости".
Вторник, 7 марта 2006, 14:40
|