Не всякую консолидацию готово поддержать государство. Акционеры "Аэрофлота" еще полгода назад согласились, что авиакомпания должна вернуть себе монопольное положение в стране. Но теперь, в преддверии допэмиссии, чиновники спорят, насколько полной эта монополия может стать.
"Аэрофлот" - крупнейшая авиакомпания России. В 2005 г. перевез 6,7 млн пассажиров, получив 62 млрд руб. выручки и 3 млрд руб. чистой прибыли по РСБУ. Уставный капитал состоит из 1,11 млрд обыкновенных акций номиналом 1 руб. Государство владеет 51,2% акций "Аэрофлота", около 30% - у Национальной резервной корпорации (НРК), 15% - у менеджмента.
В распоряжении "Ведомостей" оказалась копия презентации, которую комитет "Аэрофлота" по стратегии рассмотрел еще осенью прошлого года. В комитет входят госпредставители и НРК. Возглавляет его управляющий директор ОФГ Михаил Бутрин, независимый кандидат в совет директоров "Аэрофлота" от правительства.
Сегодняшняя стратегия "Аэрофлота" грозит компании тем, что к 2010 г. она лишится лидерства в России, говорится в презентации: "Шереметьево-3" не построено, парк компании неэффективен, экспансии и завоевания новых рынков нет. Чтобы исправить это, основной задачей "Аэрофлота" должно стать "достижение ситуации, когда в РФ существует одна регулярная сетевая компания ["Аэрофлот"], а все остальные являются ее зависимыми или дочерними обществами". Для этого предлагалось увеличить уставный капитал "Аэрофлота" за счет госакций в региональных авиакомпаниях и аэропортах. А с частными компаниями "Аэрофлот" может создать альянс или договориться о выкупе акций у их владельцев.
Документ принят не был, уверяет директор "Аэрофлота" по стратегическому и корпоративному развитию Сергей Харитонов. Но поставленная в презентации задача уже начала решаться. Вопрос о допэмиссии стоит в повестке годового собрания "Аэрофлота", назначенного на 17 июня.
Сразу два чиновника рассказали "Ведомостям", что "Аэрофлот" предложил государству оплатить ее пакетами пяти крупных перевозчиков — "Пулково", ГТК "Россия", "Дальавиа" (все три полностью принадлежат государству), а также KrasAir и "Владивостокавиа" (государственные на 51%). Еще один чиновник добавил, что в этот список может войти и "Сибирь", где у государства 25,5% акций. "Аэрофлот" может получить от трех до шести госпакетов, уточняет чиновник Росимущества. Если передадут все шесть, то укрупненный "Аэрофлот" сможет занять почти половину рынка.
У "Аэрофлота" были и более шокирующие предложения к государству, включая передачу ему до десятка госперевозчиков, а также "Шереметьево" и новосибирского "Толмачево", вспоминает чиновник Минтранса. Но сейчас для компании вопрос встал ребром: "Аэрофлот" видит, что чиновники стали слишком благосклонны к его конкуренту — KrasAir, который строит свой холдинг, добавляет чиновник Минэкономразвития.
Харитонов говорит, что основные параметры допэмиссии — объем и способ размещения — совет директоров должен утвердить до конца апреля. Предварительная оценка объема эмиссии — до $500 млн. Цена размещения и способы оплаты, скорее всего, станут понятны уже во втором полугодии.
Во вторник бумаги "Аэрофлота" подросли на 2% на ММВБ (до 56 руб.) и на 7% в РТС (до $2,05). Индекс РТС снизился на 5,7%.
Но единого мнения у чиновников на счет будущей монополии "Аэрофлота" еще нет. Кремль об этой идее знает, но решение примет, когда увидит все расчеты, уверяет сотрудник администрации президента. Чиновник Росимущества утверждает, что его ведомство поддержит "Аэрофлот". А источник, знакомый с позицией Германа Грефа, уверяет, что для Минэкономразвития актуальнее проект KrasAir.
Совладелец и гендиректор KrasAir Борис Абрамович начал строить холдинг год назад. В холдинг должны войти KrasAir, "Домодедовские авиалинии", "Омскавиа", "Самара" и "Сибавиатранс". Доля государства в нем, по расчетам компании "Пачоли", составит 42,19%. С этим готовы согласиться в Минэкономразвития, но резко против в Росимуществе. Ведомство даже предлагало нарастить госдолю, передав этому холдингу те же "Пулково" и "Дальавиа".
Основной владелец НРК депутат Госдумы Александр Лебедев уверен, что ставку нужно делать именно на "Аэрофлот": "Если компания получит госактивы, я даже готов на небольшое сокращение своей доли". А аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова уверена, что чиновники и "Аэрофлот" найдут компромисс. "Аэрофлот" и сам не станет связываться с такими активами, которые могут доставить ему проблемы, как KrasAir и "Сибирь", рассуждает Сахнова. Но от планов получить с государства по максимуму "Аэрофлот" не откажется, заключает она.
Комментарий "Профит Хауз":
Первое и самое главное.
Обратите внимание на цены открытия рынка акций "Аэрофлота". Уже какой день наблюдается распродажа по низким ценам (минимумы торгового дня).
Второе и самое главное.
Если будут увеличивать долю государства, то Эмитент не будет проводить распространение дополнительной эмиссии по закрытой подписке. Вся дополнительная эмиссия пойдет на увеличение государства, а значит количество акций в свободном обращении ни как не увеличится за счет этой эмиссии.
Рассмотрим ситуации.
Если в идеале.
Планы "Аэрофлота" сбываются.
Государство увеличивает свою долю в компании взамен других авиакомпаний.
В ближайшее время рост курса акций резко возрастает, что не может радовать акционеров.
На этот шаг государство пойдет только при росте своей капитализации (привлекательный коэффициент обмена) и росте курса акций. Чтобы цифрами наглядно показать прибыль государства.
Обеспечить рост курса акций очень просто. В свободном обращении осталось акций меньше 4%.
По этой причине мы наблюдаем утреннюю распродажу, чтобы поддержать интерес к акциям и возможно вызвать продажу по стопам, а так же остановить ажиотаж.
Если политика.
Борис Абрамович создает свой холдинг, чтобы потом через несколько лет перепродать его "Аэрофлоту".
Надо запастись терпением и ждать. Терпеливому достанется все.
Акционеры станут богаче, но потом.
Рекомендация простая. Используем всякий откат цен только для покупок.
Ведь акций в свободном обращении осталось 100% - 51,2 % - 30% - 15% = 3,8%
Источник материала "Ведомости".
Четверг, 9 марта 2006, 10:44
|