Впервые за последние 15 лет появились признаки растущей вовлеченности российского банковского сектора в финансирование экономического роста. Объем розничных кредитов по итогам 2005 года превысил 5% ВВП, что уже сопоставимо с показателями некоторых стран Восточной Европы.
Кредитные портфели крупнейших российских банков сейчас существенно более диверсифицированы, чем несколько лет назад: например, на долю нефтегазовых предприятий приходится меньше 10% общих кредитов российских банков, тогда как три года назад доля этого сектора составляла почти 30% кредитного портфеля. Противоположна динамика кредитов населению: если несколько лет назад их доля в кредитных портфелях редко превышала 10%, то теперь часто достигает 15-25%. Однако основная трансформация кредитного портфеля банков еще впереди, и связана она с необходимостью увеличивать долю инвестиционного кредитования. Пока только 14% банковских кредитов выдается на срок более трех лет, что свидетельствует о слабой вовлеченности банков в финансирование инвестиций. Об этом же говорит и макроэкономическая статистика: больше 40% инвестиций до сих пор финансируется предприятиями из собственных средств, тогда как вовлеченность российских банков в инвестиционный процесс составляет порядка 5-7% общего объема инвестиционного финансирования. Около 70-80% кредитов предприятиям приходится на финансирование оборотного капитала.
Спрос на инвестиции Ожидаемая активизация инвестиционного кредитования связана прежде всего с ростом спроса со стороны предприятий. Во-первых, российская промышленность, в предыдущие годы располагавшая запасом недоиспользованных мощностей для увеличения объемов выпуска, уже исчерпала этот ресурс роста. Общая загруженность мощностей выросла с 55% после кризиса 1998 года до почти 80%. Дальнейшее увеличение производства уже невозможно при сохранении нынешнего уровня инвестиций в пределах 17-19% от ВВП и темпа роста инвестиций по 10-12% в год. Для примера: в Китае в последние три года инвестиции увеличиваются на 25-27% в год, и их объем уже приблизился к уровню 50% ВВП. Во-вторых, одновременно с необходимостью увеличивать инвестиции предприятия сталкиваются с ограничениями в росте собственных средств. Рост прибыли замедляется в результате растущей конкуренции с импортной продукцией - в 2005 году около 70% увеличения внутреннего спроса было направлено на потребление импортной продукции, что заставляет российских производителей сокращать норму прибыли. С другой стороны, заявления правительства о необходимости удержать инфляцию ниже 10% в год означают, что такие капиталоемкие сектора, как энергетика и газовый сектор, не могут рассчитывать на слишком быстрый рост тарифов в ближайшие два года и будут в большей степени пользоваться кредитными ресурсами. Риски удлинения Для российских банков увеличение спроса на инвестиции со стороны корпоративных клиентов не только сулит возможность повысить свою прибыльность за счет долгосрочного кредитования, но и сопряжено с определенными рисками системного характера.
По-прежнему слабое доверие населения к банковскому сектору является существенным препятствием для развития банковского кредитования. Несмотря на запуск системы страхования депозитов, вклады населения по отношению к ВВП в России составляют только 12%, и этот показатель почти не изменился за последние несколько лет. Если в странах ЕС на банковские депозиты домохозяйства направляют от 40% до 60% своих сбережений, то в России - только 30%. Остальные средства часто вообще минуют банковский сектор: более трети сбережений напрямую инвестируется населением в рынок жилья, значительная их доля остается также в форме денежных сбережений на руках у населения.
Неравномерное распределение депозитов в банковской системе также несет системные риски. Доля государственных банков на рынке вкладов не уменьшается: хотя доля Сбербанка на рынке вкладов физических лиц несколько сократилась, по итогам 2005 года она все равно составляла около 57% рынка, а приобретение ПСБ государственным ВТБ существенно увеличит долю этого банка на рынке депозитов населения.
Доступ к длинным деньгам может быть обеспечен ростом внешних заимствований, что в конечном итоге и случится. Но помимо проблемы фондирования инвестиционных кредитов другой важной и новой задачей является управление рисками, в частности, рисками ликвидности, в условиях удлинения сроков кредитного портфеля.
Где деньги? Сложившаяся на текущий момент система управления денежной массой нацелена прежде всего на стерилизацию избыточной ликвидности. Причем с момента создания стабилизационного фонда роль бюджетной политики в стерилизации избыточной ликвидности значительно усилилась. Если в 2005 году Центральный банк изъял из оборота около $10 млрд через размещение своих облигаций, то рост стабилизационного фонда составил почти $20 млрд. В результате размер денежной базы, за исключением наличных денег в обращении, то есть ликвидные средства на банковских счетах, в течение всего 2005 года колебался на уровне $20-25 млрд - остался почти неизменным по сравнению с 2004 годом, несмотря на рост ВВП с $580 млрд до $760 млрд за соответствующий период. Неудивительно, что как процентные ставки на межбанковском рынке, так и ставки по кредитам в прошлом году фактически не снизились, несмотря на улучшение общих макроэкономических показателей.
Парадоксальность сложившейся ситуации заключается в том, что стабилизационный фонд, который создавался с целью сгладить влияние внешнеэкономической конъюнктуры и снизить риски бюджета, перестал быть просто инструментом бюджетной политики. Определение цены отсечения и темпов накопления фонда является также важным параметром денежной политики. Нынешняя система стерилизации ликвидности заточена под высокие цены на нефть, но, учитывая растущую роль стабилизационного фонда по сравнению со стерилизацией через инструменты Центрального банка, возникают сомнения в ее гибкости. Чем более активно российские банки будут вовлечены в процесс финансирования инвестиций, тем большей будет их потребность в полноценном межбанковском рынке и в гибкой денежной политике. В таких условиях возможное ослабление бюджетной политики (в лучшем случае через снижение налогов, а в худшем - через рост расходов бюджета) становится эффективным механизмом для увеличения ликвидности банковского сектора и стимулирования снижения процентных ставок.
Источник материала "Коммерсантъ-Daily".
Среда, 22 марта 2006, 17:35
|