Капитализация крупнейшего российского сотового оператора — МТС снизилась на 5% после того, как компания опубликовала результаты работы в IV квартале 2005 г. Правда, по признанию аналитиков, расстроили их не столько цифры, сколько пессимизм менеджмента по поводу прибыльности бизнеса в 2006 г.
МТС - крупнейший оператор сотовой связи в Центральной и Восточной Европе, в конце февраля обслуживал 60,3 млн абонентов в России, на Украине, в Узбекистане, Туркмении и Белоруссии. Выручка МТС за 2005 г. увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 28,9% до $5,01 млрд, OIBDA (прибыль до вычета налогов, амортизации и процентных платежей) - на 21,2% до $2,539 млрд, чистая прибыль - на 14% до $1,126 млрд. Контрольный пакет акций МТС (52,8%) принадлежит АФК "Система", 46,7% акций находятся в свободном обращении. Капитализация на 27 марта 2006 г. - $14,01 млрд.
Объявленные вчера МТС результаты IV квартала по всем статьям оказались ниже ожиданий аналитиков. Выручка снизилась по сравнению с III кварталом на 3,8% до $1,332 млрд, OIBDA — на 16,9% до $613,1 млрд, чистая прибыль — на 30,2% до $242,6 млн, а рентабельность по OIBDA сократилась за квартал с 53,3% до 46%. Аналитики 11 инвесткомпаний и банков, опрошенные Reuters в минувшую пятницу, в основном рассчитывали на более высокие показатели: что выручка снизится не более чем на 2,7%, OIBDA — на 13,9%, чистая прибыль — на 26,1%, а рентабельность по OIBDA составит 47,1%. Ухудшились и операционные показатели МТС в России. Средний счет на абонента (ARPU) снизился за квартал с $8,9 до $7,3 в месяц, а среднее время разговора (MOU) — со 130 до 123 минут в месяц.
В середине марта президент МТС Василий Сидоров говорил "Ведомостям", что "сложности, которые <...> возникли в первых двух кварталах прошлого года, были практически полностью устранены" к концу декабря и "в конце года был создан очень большой задел". В пресс-релизе МТС говорится, что в IV квартале компания подключила 7,8 млн новых абонентов, в том числе 5,4 млн — в России. Во время вчерашней телеконференции для инвесторов и. о. вице-президента по финансам МТС Борис Подольский отметил, что в IV квартале оператору удалось почти не снизить выручку по сравнению с предыдущим кварталом. Снижение OIBDA и рентабельности по OIBDA он объяснил ростом затрат МТС (в том числе рекламных), но добавил, что компания взялась за их сокращение. ARPU снизился, по словам замруководителя блока маркетинга МТС Гжегожа Эжа, из-за роста продаж в массовом сегменте: доля абонентов с дешевыми prepaid-контрактами за год выросла с 77% до 88%. Многие абоненты, привлеченные в IV квартале, начали говорить только в январе, добавляет Подольский. В этом году, по мнению Эжа, ARPU российских операторов составит $6-7.
В первый час после объявления итогов котировки акций МТС на ММВБ снизились на 1,5%, в секции классического рынка РТС — на 0,7%, а на биржевом рынке РТС — на 1,1%. На NYSE торги открылись 3,4%-ным снижением котировок ADR на акции МТС. К 20.30 МСК падение составило 5,1%.
"Динамика финансовых показателей МТС в России оказалась хуже, чем мы предполагали: в частности, мы не ожидали такого падения ARPU", — сетует аналитик "Ренессанс Капитала" Анна Куприянова. "Компания продолжает терять долю рынка по выручке: на Украине ее доля сократилась за 2005 г. на 9%, а в России с октября 2004 г. по конец сентября 2005 г. — на 7%", — говорит ведущий аналитик UBS Владимир Постоловский.
Финансовые результаты МТС были прогнозируемыми, возражает аналитик "Атона" Надежда Голубева. А вот конференц-звонок оставил у нее негативное впечатление: "Мы рассчитывали, что менеджмент сделает более жизнеутверждающие заявления. А компания прогнозирует на этот год снижение рентабельности по OIBDA до уровня ниже 50% [с 50,7% за 2005 г.], да еще признается, что этот прогноз сделан без учета целого ряда негативных факторов, таких как отмена платы за входящие звонки с 1 июля и необходимость отчислять около 2% выручки на Украине в местный фонд универсальной услуги". Кроме того, менеджмент не разъяснил инвесторам, почему в этом году на капвложения снова придется потратить около $2 млрд, хотя темпы привлечения новых абонентов серьезно замедляются, сетует Голубева.
Конкуренты МТС — "Вымпелком" и "Мегафон" за прошлый год еще не отчитались. "МТС лидировала по приросту количества абонентов в декабре, но продемонстрировала слабые финансовые результаты. Это говорит лишь о том, что компания повторила ошибки годичной давности, т. е. стимулировала импульсные, неосознанные подключения", — считает заместитель гендиректора "Мегафона" по коммерции Лариса Ткачук. В "Вымпелкоме" не стали комментировать результаты конкурентов.
Источник материала "Ведомости".
Вторник, 28 марта 2006, 10:52
|