Споры в правительстве о выборе экономической модели и, в частности, о судьбе стабилизационного фонда, становятся заметно жестче и привлекают все новых участников. В среду подключившийся к обсуждению глава ФСФР Олег Вьюгин назвал макроэкономическую политику правительства в последние годы наихудшей с момента кризиса 1998 года, а министр финансов РФ Алексей Кудрин, проболевший последние дискуссии в правительстве на эту тему, выступил с предложением законодательно умерить аппетиты Кабинета, который чересчур подвержен лоббистским нападкам.
"Макроэкономическая политика в последние годы была наихудшей с момента кризиса 1998 года. У нее не было никаких конкретных целей. Увеличение расходов бюджета происходило без какой-либо оценки эффективности этих расходов и в основном деньги направлялись на поддержание штатов растущей бюрократии", - сказал Вьюгин на заседании "круглого стола" о стабфонде.
Кудрин, со своей стороны, признал, что у правительства есть все необходимые рычаги для борьбы с инфляцией, не хватает лишь политической воли.
"Правительство по факту никогда не ставило задачу достижения инфляции на первое место. Первоочередными для правительства всегда являлись другие задачи, в частности, повышение расходов", - сказал Кудрин на "круглом столе".
"Трудно ли добиться инфляции 3-4 процента в 2009 году? Это абсолютно не трудная задача. У правительства есть абсолютно все меры, которые необходимы для этого. Требуется только политическая воля".
По словам Кудрина, предложение Минфина, высказанное на прошлой неделе, о формировании федерального бюджета без учета нефтяных доходов, скорее, вынужденное в условиях неспособности правительства противостоять лоббистам.
"Сегодняшний механизм формирования бюджета предпочтительнее, поскольку он хорошо проработан. Но если правительство не может себя ограничить,.. и постоянно подвержено лоббизму, тогда надо на законодательном уровне переходить к построению ненефтяного бюджета", - сказал Кудрин, приведя пример Норвегии и Казахстана.
"Правительство все, что могло, уже сделало: увеличило расходы бюджета и изменило цену отсечения в стабфонд... Повысив цену отсечения, правительство разоружается перед инфляцией".
КАК ИНВЕСТИРОВАТЬ?
Вьюгин предложил разделить стабфонд на две части - резервную и фонд будущих поколений, при этом расширив источники поступлений в стабфонд за счет всех нефтяных доходов, а не только НДПИ и экспортной пошлины.
Объем резервного фонда, по его мнению, нужно определить как сумму, которая позволит обезопасить бюджет от снижения цен на нефть в течение 3-4 лет, остальное зачисляя в фонд будущих поколений.
Резервный фонд должен инвестироваться исходя из принципов сохранности только в высоконадежные гособлигации иностранных государств, вкладывать же средства фонда будущих поколений, по мнению Вьюгина, можно в более рисковые инструменты, акции и корпоративные облигации.
Вьюгин также не против идеи замглавы аппарата правительства Михаила Копейкина передать часть средств стабфонда частной управляющей компании, но предлагает провести это в виде эксперимента, выделив частной компании в управление сумму порядка $1 миллиарда, и сравнить эффективность с управлением остальными средствами Центробанком.
Кудрин сообщил, что инвестирование стабфонда может начаться через месяц-полтора, когда будет подписано постановление правительства.
Судя по словам Кудрина, члены Кабинета, несмотря на противостояние аппарата правительства, договорились утвердить консервативный вариант вложения средств стабфонда, подготовленный Минфином, а после этого выработать предложения о расширении перечня разрешенных инструментов за счет более доходных.
"Инвестирование в акции, корпоративные облигации - это хорошо, но это следующий этап... У нас есть одно ограничение - наши судебные тяжбы. И пока они не закончились, надо действовать очень осторожно", - сказал он.
В перспективе Кудрин не исключил возможности передачи части средств стабфонда в управление частной компании.
Глава Минфина повторно поддержал предложение Вьюгина о выделении фонда будущих поколений и в связи с этим необходимости законодательно определить новую базовую величину стабфонда, предназначенную для обеспечения стабильности бюджета. В настоящее время она составляет 500 миллиардов рублей. На 1 марта стабфонд достиг 1,56 триллиона рублей.
Между тем, у Минфина остается все меньше времени для выработки решения перед парламентскими выборами декабря 2007 года и президентскими марта 2008-го.
"Чем ближе к декабрю 2007 года, тем больше будет давление на стабфонд. Поэтому важно до этого определить направления расходования стабфонда, в противном случае эти средства будут использованы на текущие расходы бюджета", - сказал на том же "круглом столе" президент РСПП Александр Шохин.
Бывший советник президента РФ Андрей Илларионов также предупредил Минфин о существенных рисках, связанных с использованием стабфонда.
"Если власть смогла пойти на квазинационализацию частной собственности, то ей ничего не помешает при желании пойти на квазинационализацию государственной собственности (стабфонда), и это будет гораздо легче".
Комментарий "Профит Хауз":
Ждем перемен в составе Правительства! Мы ждем перемен...
Среда, 29 марта 2006, 18:29
|