Cтагнация практически всех отраслей экономики поставила большой знак вопроса на макроэкономических годовых планах правительства. Еще хуже оказалась ситуация с инфляцией, которая превысила аналогичные показатели прошлого года, и, скорее всего, уже в ближайшее время правительству придется пересмотреть свой годовой прогноз по росту потребительских цен. Впрочем, как заявило Минэкономразвития на прошлой неделе, в марте инфляцию все же удалось обуздать, и по итогам месяца она не превысит 0,6%. Квартальных данных по развитию промышленности следует ждать не ранее середины апреля, но уже очевидно, что доля промышленности в ВВП продолжает снижаться. В целом январь и февраль поставили сразу несколько антирекордов: по инфляции, по уровню инвестиций в основной капитал и по динамике развития промышленного производства.
Начало года традиционно сопровождается ростом инфляции. Однако если в прошлом году инфляция с 2,6% в январе к февралю вошла в русло и снизилась до 1,2%, то в этом году февральский рост цен превысил все прогнозные значения, составив 1,7%.
Как отмечается в докладе Экономической экспертной группы при Минфине, индекс потребительских цен, скорректированный с учетом сезонности, в феврале достиг рекордной за последние три года отметки в 1,5%. Одновременно выросла и базовая инфляция. Установленный государством контроль над тарифами в сфере ЖКХ позволил в феврале затормозить инфляцию в секторе платных услуг, но зато цены на продовольственные товары росли почти в два раза быстрее, чем в прошлом году: 5% за январь-февраль против 2,8% за аналогичный период прошлого года. Сказались и "соляная лихорадка", и резкое подорожание сахара, и стремительный рост цен на плодоовощную продукцию, который в итоге привлек внимание ФАС.
В целом повышение стоимости минимального набора товаров и услуг за январь и февраль 2006 года составило 10%, что сопоставимо с темпами всего 2005 года - 10,7%.
Однако уже в марте МЭРТ отчиталось, что за первые две недели месяца инфляция составила всего 0,3% (в прошлом году - 0,5%), а в целом за март не превысит 0,6%.
15 марта правительство в целом одобрило меры по борьбе с инфляцией, предложенные МЭРТ,Минфином и Центробанком. Их реализация должна помочь сдержать годовое повышение цен на запланированном уровне в 9%. Суть предложений сводится к сдерживанию тарифов ЖКХ, цен на топливо и цен естественных монополий. Глава правительства Михаил Фрадков уже призвал нефтяные компании заморозить рост цен на топливо на период посевной. А МЭРТ и Минпромэнерго отказали РАО ЕЭС в дополнительном повышении энерготарифов в Москве, Петербурге и Западной Сибири - несмотря на протесты главы РАО Анатолия Чубайса.
По оценке МЭРТ, свою лепту в сдерживание инфляции внес Центробанк, который с начала года укреплял рубль шесть раз. За январь-февраль реальное укрепление рубля к доллару оценивается в 5,3%, к евро - в 5,5%. Как заявлял в марте вицепремьер правительства Александр Жуков, в этом году рубль укрепится не более чем на 6,5%. Неделей позже заместитель председателя Центробанка Алексей Улюкаев объявил, что ЦБ намерен отойти от политики укрепления рубля и в дальнейшем для борьбы с инфляцией использовать регулирование процентных ставок, определяющих цену на деньги.
Динамика развития промышленного производства в феврале 2006 года продемонстрировала самый низкий за последние 3,5 года показатель: по данным Росстата, рост в годовом исчислении приблизился всего к 1%. Ниже этой отметки промышленное производство находилось лишь в ноябре 2002 года, когда годовой рост составил 0,8%. В январе увеличение темпов промышленного производства в годовом исчислении равнялось 4,4%. Кроме того, в феврале показала отрицательную динамику обрабатывающая промышленность (-0,1%). Несмотря на незначительность цифры, само явление спада можно считать знаковым: спад в обрабатывающей промышленности зафиксирован впервые за последние четыре года.
В обрабатывающем секторе, по данным МЭРТ, за два месяца рост составил 1,8% против 4,2% год назад.
В целом индекс промышленного производства за два месяца немного отличается от данных прошлогоднего периода: 2,7% против 2,9%.
В то же время добыча топлива снизилась практически в два раза: рост отрасли за январь-февраль составил 1,2%, за такой же период в прошлом году - 2,3%. Как заявлял в середине марта замглавы МЭРТ Андрей Шаронов, нарастить объемы нефтедобычи невозможно по причине ограниченных мощностей, и дальнейший рост вероятен только при условии серьезных инвестиций.
Однако показатели инвестиций в основной капитал поставили еще один рекорд со знаком минус.
Так, в январе рост инвестиций подошел к отметке в 1,5% (январь 2005 года - 5,4%), в феврале - 1,7% (ф е в р а л ь 2005 года - 8,8%). Эксперты, прогнозировавшие на начало года развитие в пределах 8-9%, теперь пересматривают свои прогнозы в сторону значительного уменьшения: предприятия взяли инвестиционную паузу. Промышленность, рост которой является залогом планомерного и долгосрочного подъема экономики, уступает свою долю в ВВП сферам, не конкурирующим с импортом.
Рост ВВП, по оценке МЭРТ, в январе-феврале поднялся в годовом исчислении на 4,1% (год назад за этот же период рост составлял 5%). С исключением сезонности ВВП в январе-феврале снижался в среднем на 0,6% в месяц (в январе спад приблизился к 1,1%, в феврале - к 0,1%). Замедление темпов развития экономики, наметившееся еще в прошлом году, глава МЭРТ поспешил подсластить заявлением, что за последние шесть лет ВВП вырос почти в четыре раза - правда, в долларах. Реальный рост оказался гораздо скромнее- в 1,5 раза. Некоторые эксперты в заявлении Грефа усмотрели прощание с идеей удвоения ВВП. Впрочем, погоня за формальными показателями сама по себе, как правило, редко приносит реальные результаты.
Источник материала "Бизнес"
Пятница, 31 марта 2006, 11:22
|