Транспортная клиринговая палата (ТКП) подвела первые итоги работы авиакомпаний в 2006 г. Как и прогнозировала RBC daily (Куда прилетят к Новому году российские авиакомпании - 20.12.2005), не все авиакомпании смогли "пережить" трудности прошлого года, осложненные в том числе ростом цен на авиаГСМ. Итоги января 2006 г. показали, что разрыв между представителями первой тройки авиакомпаний сильно сокращается, что к концу 2006 г. приведет к перестановке мест. Новая тройка лидеров сможет надолго оторваться от ближайших конкурентов, при этом увеличив суммарно свою долю на рынке перевозок до 60-65%.
Транспортная клиринговая палата создана после ликвидации в 1992 г. Министерства гражданской авиации СССР и работает с 1 января 1993 г., обеспечивая организацию и проведение взаиморасчетов между авиакомпаниями России, стран СНГ и мира за пассажирские и багажные авиаперевозки. В российской авиационной статистике главным показателем является пассажирооборот. Его величина исчисляется в тысячах пассажиро-киллометров (это расстояние, на которое были перевезены все пассажиры). Именно в соответствии с пассажирооборотом, который показывает реальные объемы работы перевозчиков, и считается официальный рейтинг авиакомпаний.
Согласно данным ТКП, первая тройка лидеров по показателю пассажирооборота не изменилась. Традиционное первое место занимает "Аэрофлот" (1,5 млрд пкм, -6,2%), затем "Сибирь" (791,6 млн пкм, +23,7%) и "Трансаэро" (596,3 млн пкм, +52,4%). У остальных представителей первой десятки особых изменений не произошло. Лидер авиаальянса AirUnion - KrasAir вырос всего на 4,6% - до 351,27 млн пкм; объединяющаяся с ГТК "Россия" компания "Пулково" - на 7,7% (до 306,6 млн пкм); новичок на авиационном рынке "ВИМ-Авиа" - на 9,9% (до 254,34 млн пкм); UTair - на 19,9% (до 185,3 млн пкм). Несмотря на то что расстановка сил по сравнению с прошлым годом не изменилась, показатели первой тройки - "Аэрофлот", "Сибирь" и "Трансаэро" - уже позволят говорить о серьезной конкуренции именно между ними, а их ближайший конкурент - KrasAir - уже не сможет претендовать даже на третью позицию, занимаемую "Трансаэро", которое обгоняет его уже в 1,7 раза.
Согласно данным о количестве перевезенных пассажиров, тройку лидеров здесь возглавляют "Аэрофлот" (-2,2%, 466 тыс. 630 чел.), "Сибирь" (+20,4%, 281 тыс. 989 чел.) и "Пулково" (+8,7%, 150 тыс. 068 чел.), позиции которых остались неизменными. Однако среди оставшихся в первой десятке авиакомпаний произошли серьезные изменения. "Трансаэро" поднялось с 6-го на 4-е место (+31,8%, 126 тыс. 375 чел.), соответственно компании UTair (+23,4%, 125 тыс. 927 чел.) и KrasAir (+6,6%, 107 тыс. 950 чел.) опустились на одну позицию каждая. В остальном изменения несущественные - замыкают список "ВИМ-Авиа", "Уральские авиалинии", "Домодедовские авиалинии" и "Дальавиа".
По показателям регулярных перевозок лидерство вот уже многие годы занимает немного снизивший свои показатели (на 4,4%) "Аэрофлот" - 1 млрд 472,5 млн пкм (456 тыс. 911 чел.), далее следует выросшая на 11% "Сибирь" - 585,9 млн пкм (228 тыс. 898 чел.), а третью позицию вместо сократившей свои показатели на 3,2% "Пулково" (208,6 млн пкм, 124 тыс. 224 чел.) занимает "Трансаэро" достигшее роста пассажирооборота за первый месяц 2006 г. на 90,1% (355,1 млн пкм, 78 тыс. 232 чел.).
Анализ данных по чартерным перевозкам в январе 2006 г. показывает, что лидер прошлого января по пассажирообороту "ВИМ-Авиа" (230,9 млн пкм, 71 тыс. 274 чел.) уступил "Трансаэро" (241,16 млн пкм, 48 тыс. 143 чел.), начавшему эксплуатацию Boeing-747, и практически сравнялся с "Сибирью" (205,6 млн пкм, 53 тыс. 91 чел.), пополнившей свой парк меньшими по вместимости, но также дальнемагистральными А-310. Гораздо хуже обстоят дела у компании KrasAir, пассажирооборот которой в январе 2006 г. на чартерных рейсах снизился почти на четверть по сравнению прошлым годом - до 161,8 млн пкм, 46 тыс. 988 чел. Это выглядит весьма странно, учитывая тот факт, что ограничения по эксплуатации Ил-96-300 уже не действовали.
Основную долю доходов российских авиаперевозчиков, как показывают данные, по-прежнему составляют международные рейсы - как регулярные, так и чартерные. Именно эти маршруты приносят авиакомпаниям более 60% доходов. Перспективы 2006 г. в целом пока имеют прогнозный характер, но основной фактор - способность и готовность авиакомпаний к обновлению и пополнению парка эффективными, прежде всего с экономической точки зрения, самолетами. Согласно официальным заявлениям авиакомпаний, в текущем году это удастся немногим.
Например, "Аэрофлот" принял решение сосредоточить свои усилия на среднемагистральных рейсах из Москвы в Европу, для чего, по словам руководителя пресс-службы компании Ирины Данненберг, увеличит число самолетов А-321 в своем парке на 7 бортов. Предполагается увеличить и число самолетов A-320 (это решение еще должен утвердить совет директоров). "Сибирь" продолжит эксплуатировать 28 бортов Ту-154М и 9 бортов Ил-86. Правда, по словам первого заместителя гендиректора авиакомпании Натальи Филевой, основной парк самолетов все же будет состоять из Boeing-737 (их сейчас 7, в этом году планируется приобретение еще нескольких бортов) и А-310 (сейчас 6 бортов, до конца года их может стать больше). "Трансаэро" к началу туристического сезона 2006 г. увеличит количество Boeing-747 до 6, а Boeing 737-400 - до 9 (сейчас 7), введет в эксплуатацию Ту-214 с небольшим опозданием, а осенью получит первый из шести Boeing-737-800. "Уральские авиалинии" не смогут раньше осени пополнить свой парк новыми самолетами, так как первый А-320 придет в авиакомпанию уже после летних перевозок - в сентябре.
Большинство российских авиакомпаний также заявили о намерениях пополнить свои парки судами как иностранного, так и российского производства, но в реальные контракты эти намерения пока не вылились. Одна из главных причин - вопрос привлечения внешнего финансирования. Здесь авиакомпании идут разными путями, в основном используя размещение векселей и облигаций, реже кредитование.
В настоящее время на российском рынке обращаются облигации всего четырех авиакомпаний - "Самары", объемом 350 млн руб. с погашением в марте 2008 г. (доходность 1-го купона - 15,75% годовых, 2-го - 16%, 3-го и 4-го - 15%, 5-го и 6-го - 14%), UTair на 1 млрд руб., с погашением в ноябре 2006 г. (доходность 1-го и 2-го купонов - 13% годовых, 3-го и 4-го - 10,65%), "Трансаэро" объемом 2,5 млрд руб. (доходность 1-го купона 11,65% годовых) с погашением в 2009 г. и неудачно размещенный заем авиаальянса AirUnion - KrasAir объемом 1,5 млрд руб. (доходность 1-го - 6-го купонов - 13% годовых) с погашением в 2009 г. В конце мая "ВИМ-Авиа" планирует разместить дебютный облигационный заем на 2 млрд руб. Первоначально планировалось, что компания займет на рынке 3 млрд руб., впоследствии сумма была снижена, при этом до сих пор не исключается, что в качестве обеспечения по займу "ВИМ-Авиа" предоставит свои самолеты, если успеет их выкупить. По мнению аналитиков, заем может быть размещен по ставке в диапазоне от 12,5 до 14% годовых. Облигации "Аэрофлота" погашены два года назад, а другой лидер регионального рынка - авиакомпания "Сибирь" - активно сотрудничает со Сбербанком и не планирует в ближайшее время размещать облигации.
Об IPO пока заявили немногие авиаперевозчики. "Аэрофлот" предлагает консолидировать на своем балансе госпакеты акций ряда авиакомпаний, в том числе "Сибири", KrasAir, "Пулково", ГТК "Россия", "Дальавиа". При этом "Сибирь" и AirUnion намерены сами провести IPO. Капитализация "Аэрофлота" по состоянию на конец марта 2006 г. составляла 2 млрд 387 млн долл., а в случае объединения хотя бы с частью указанных компаний возрастет до 2,5-2,7 млрд долл. При этом доля государства увеличится до 60-70%, из которых эффективно на рынке можно разместить не более 10-15%, получив 150-200 млн долл. Однако эти средства будут направлены скорее на рефинансирование заемных средств на строительство "Шереметьво-3", а уже только потом на пополнение парка.
Среди полностью частных российских авиакомпаний о размещении акций пока твердо заявила тишь "Трансаэро", менеджмент которой официально признал, что владеет контрольным пакетом акций, и заявил о том, что в 2007 г. проведет листинг на РТС и, возможно, на Санкт-Петербургской бирже, а затем выйдет на IPO, разместив на одной из западных бирж до 20% акций. Как прогнозируют аналитики, по итогам текущего года капитализация "Трансаэро", сейчас оперирующего парком из 17 самолетов семейства Boeing, составит 300-350 млн долл., а к моменту проведения IPO, когда парк компании увеличится до 40-45 самолетов, может вырасти до 1 млрд долл., что позволит привлечь на рынке до 150-200 млн долл.
Комментарий "Профит Хауз":
Стоит обратить внимание, что у "Аэрофлота" показатели упали, так как у ближайших конкурентов наблюдаем обратное.
Источник материала РИА "РосБизнесКонсалтинг".
Четверг, 13 апреля 2006, 15:02
|