Китайский опыт имеет непосредственное отношение к России, где локомотивами рынка также должны стать госкомпании
Мониторинг
Российские госкомпании намерены занять лидирующие позиции на фондовом рынке. "Газпром" остается локомотивом его роста. А "Роснефть" сделала очередной шаг к консолидации активов в рамках подготовки к IPO. По замыслу российских властей, закрепление 51% акций компаний за государством позволит сохранить гарантии госконтроля и одновременно максимально повысить капитализацию компаний.
Между тем в последние дни появились сразу два исследования международных институтов, посвященные состоянию фондового рынка Китая. Китайский рынок ценных бумаг пребывает в стагнации и на фоне стремительного роста рынков других стран в 2005 году не рос вообще. Из примерно 1400 компаний, чьи акции торгуются на бирже, около 70% - государственные. Их акции делятся на торгуемые и неторгуемые, а по последним есть ограничения для нерезидентов. Поэтому китайский опыт имеет непосредственное отношение к России, где локомотивами рынка также должны стать госкомпании.
Рынок акций Китая, росший огромными темпами в 90-х и даже не заметивший азиатского кризиса, прекратил развиваться в 2001 году. Тогда причиной падения индексов сразу на 30% за три месяца стала попытка государства вывести на биржу значительное число пакетов акций госкомпаний. Причем, чтобы не допустить дальнейшего перегрева бурнорастущего рынка и возможного последующего обрушения, правительство определяло цену акций при вхождении на рынок. Это привело к значительной дестабилизации - инвесторы сбрасывали бумаги, чтобы покупать дешевые акции госкомпаний. Нестабильность сохранялась до весны 2005 года, когда был введен фактический запрет на IPO.
Однако в начале этого года ситуация стала меняться в лучшую сторону. "Власти Китая достигли прогресса в улучшении качества работы фондовых рынков путем реформирования как банковской системы, так и самого рынка акций",- отмечается в исследовании Международного института финансов (IIF). Однако главная причина нестабильности не устранена, для "эффективных изменений необходимо снижение роли государства и влияния правительства на китайские компании", заявляют эксперты IIF. Инвесторов нервирует беспардонное вмешательство государства в деятельность компаний. Так, одному из кризисов на рынке, как отмечают в IIF, способствовала инициированная правительством смена руководства сразу четырех крупнейших китайских операторов сотовой связи в конце 2004 года.
Китайское руководство понимает необходимость определенного снижения своего участия в экономике, а потому затеяло массированный процесс по конвертации неторгуемых государственных пакетов в торгуемые. Но этот процесс, как отмечают в IIF, происходит слишком медленно. К тому же остается проблема разделения акций на доступные для покупки нерезидентами (класс В) и недоступные (класс А). От нее китайское руководство отказываться не собирается.
"Китай должен сделать правила для сделок по трансграничному слиянию и поглощению более простыми и прозрачными",- рекомендуется в докладе по китайскому рынку ОЭСР. Это позволит госкомпаниям перейти на более высокую ступень развития, став более прозрачными и сократив долги.
Источник материала "Коммерсантъ-Daily".
Среда, 19 апреля 2006, 13:34
|