Всплеск недоверия к МВФ совпал с началом периода бурного экономического роста во многих из стран-должников
ТЕМА ДНЯ МВФ
Десять лет назад Международный валютный фонд казался олицетворением "мирового правительства". Эмиссары фонда отправлялись с инспекционными визитами то в одну, то в другую развивающуюся страну, чтобы изучить состояние ее экономики и выдать наставления местным властям; эмиссаров встречали, как встречают представителей великой державы. Сегодня МВФ тщетно пытается найти себе занятие в изменившемся мире.
Репутация МВФ так и не оправилась после финансового кризиса 1997-1998 годов. "Фонд не смог предупредить кризис в азиатских странах, поставил неправильный диагноз случившегося, а в некоторых странах даже ухудшил ситуацию",- пишет высокопоставленный чиновник китайского Народного банка Китая в докладе "Реформа МВФ: китайский взгляд", вошедшем в отчет вашингтонского Института международной экономики "Реформирование МВФ в XXI веке". Кроме того, во многих странах, в том числе и в России, МВФ обвиняли и продолжают обвинять в том, что он на протяжении 1990-х годов давал "неправильные" рекомендации правительствам стран с переходными экономиками, только ухудшая их положение.
Всплеск недоверия к МВФ совпал с началом периода бурного экономического роста во многих из стран-должников; в результате правительства этих государств стали активно сокращать внешний долг и наращивать золотовалютные резервы, которые могли бы использоваться для поддержания стабильного курса национальной валюты, не прибегая к помощи фонда. Создалось ощущение, что многим странам МВФ уже не нужен. Например, в России внешний долг составляет около $87 млрд, а золотовалютные резервы Центробанка - $212 млрд. Даже если заплатить все долги, оставшаяся сумма ($125 млрд) все равно намного превысит размер российской квоты в фонде - около $8,7 млрд. В последние годы Россия не пользовалась кредитами МВФ, а к 2005 году полностью погасила ранее образовавшуюся задолженность.
Не нуждаясь в МВФ как источнике кредитов, ведущие развивающиеся страны не могут им пользоваться и как инструментом влияния. Например, величина квоты для Китая (показатель, определяющий как объем кредитов, на которые может претендовать страна, так и ее долю голосов при принятии решений в руководящих органах фонда) составляет 2,98%, а для Южной Кореи - 0,77% (у США - 17,4%). В то же время доля этих стран в глобальном ВВП по паритету покупательной способности в 2005 году составила, по расчетам Economist Intelligence Unit, 13,7% и 1,8% соответственно. Другие подсчеты дают более скромные цифры, но очевидно, что последние годы развивающиеся страны быстро росли, и их влияние в фонде должно возрасти пропорционально их увеличившейся роли в глобальной экономике. Но попытки увеличения квот могут натолкнуться на сопротивление развитых стран, за счет которых эта квота будет уменьшаться.
Критики в развитых странах, со своей стороны, обвиняют фонд в неспособности решить главную финансовую проблему современности - удержание Китаем низкого курса юаня. Эта тактика делает товары из КНР более конкурентоспособными и подавляет экономики других странах. Больше всего этим недовольны американцы, обладающие самой большой квотой в фонде. "Мир уже имеет горький опыт конкурирующего занижения курсов 1920-х и 1930-х годов, и достигнут глобальный консенсус, что новые правила игры должны препятствовать такой практике",- утверждает старший научный сотрудник Института международной экономики Моррис Голдстайн. Однако МВФ не предпринимает никаких заметных шагов, чтобы заставить КНР ревальвировать юань. С другой стороны, фонд и не имеет сейчас никаких рычагов давления на Китай, как и на многие другие развивающиеся страны, переставшие нуждаться в его кредитах.
На завершившейся в субботу встрече международный финансовый и валютный комитет (руководящий орган МВФ) поручил управляющему директору фонда Родриго де Рато подготовить "конкретные предложения" к следующему саммиту. Председательствующий в МВФ британский министр финансов Гордон Браун уже пообещал, что полномочия фонда будут расширены; предлагается также увеличить квоты для развивающихся стран и смягчить условия кредитования для тех государств, которые успешнее проводят реформы. Существуют предложения переориентировать МВФ на на активное финансирование беднейших стран. Есть и экзотические идеи: экс-секретарь американского казначейства Лари Саммерс предложил сделать МВФ управляющей компанией для золотовалютных резервов всех стран мира. Удастся ли на осеннем саммите фонда договориться о том, как приспособить его к существованию в современных условиях? Впрочем, пока, несмотря на шквал критики в адрес МВФ, ни одна из стран-членов не собирается отказываться от участия в самом престижном финансовом клубе мира.
Источник материала "Коммерсантъ-Daily".
Понедельник, 24 апреля 2006, 12:30
|