Консервативная фискальная политика российских властей, опережающее обслуживание внешнего долга и создание стабилизационного фонда позволили Standard & Poors в конце прошлого года повысить рейтинг России до уровня BBB. Однако в ближайшее время агентство не видит оснований к пересмотру рейтинга, заявил в интервью RBC daily глава международной группы суверенных, региональных и муниципальных рейтингов, управляющий директор Standard & Poors Дэвид Бирс. Более того, выставление российским компаниям рейтингов выше суверенных он считает преждевременным.
- Есть ли какие-то предпосылки к пересмотру рейтинга России?
- В настоящее время прогноз по рейтингу стабилен и вряд ли изменится в ближайшие два года. Этому способствуют растущие цены на нефть (по нашим оценкам, в этом году они не опустятся ниже 60 долл. за баррель), своевременное и опережающее обслуживание внешнего долга, а также консервативная фискальная политика. По всем этим направлениям России удалось добиться хороших результатов. В декабре прошлого года это было отмечено повышением рейтинга S&P до уровня BBB. Неопределенность вносит только медленный ход структурных реформ - именно это является одним из ограничивающих факторов для пересмотра рейтинга.
- В последние 50 лет принципы работы S&P не менялись. Вместе с тем ни в одной стране, имеющей наивысшие рейтинги (AAA, AA, A) не было дефолта. Значит ли это, что России, пережившей дефолт в 1998 г., получить такую оценку не удастся?
- Нет. Наличие дефолта в кредитной истории не закрывает автоматически возможность получения рейтингов наивысшего уровня.
- Какие факторы могут способствовать повышению рейтинга России? Допустим, может ли играть важную роль снижение бюджетного профицита?
- Это не решающий фактор. Гораздо важнее, например, досрочная выплата долга и создание стабилизационного фонда. Правительство должно извлекать пользу из того, что цены на нефть высоки.
- В каких случаях возможно получение российскими компаниями рейтинга выше суверенного?
- Если говорить в общем - рейтинг некоторых компаний может быть выше, если они обладают соответствующими ресурсами. Вопрос в том, сможет ли компания подтвердить столь высокое доверие, сможет ли она быть независимой от происходящего в стране. В России в 90-х годах были очень сильные компании, бизнес которых был основан на самостоятельном развитии, но почти все они зависели от внешних обстоятельств. Выстоять после дефолта смогли лишь единицы. И это тоже нормально. Для сравнения, корпоративный сектор в США имеет в среднем рейтинг BB, несмотря на его экономическую мощь.
- Можно ли привести конкретные примеры таких оценок?
- Такие оценки характерны больше всего для высокотехнологичных стран и развивающихся рынков. В Японии, где cуверенный рейтинг AA-, производитель автомобилей Toyota имеет рейтинг AAA. Что касается развивающихся рынков, то в Бразилии, чей рейтинг BBB-, семь компаний имеют BB+.
- А в России у S&P есть такие примеры?
- Нет.
- Ваши конкуренты из числа так называемой "большой тройки" первыми давали, в частности, российским банкам рейтинги выше суверенных. Как вы это оцениваете?
- Множество рейтинговых агентств существуют для того, чтобы высказывать различные взгляды на происходящее на рынке. Мы считаем, что, выставляя более высокие рейтинги, чем S&P, они не учитывают, что у правительства могут возникнуть трудности. В частности, гипотетически сценарий дефолта тоже возможен.
- Как соотносятся российские рейтинги с рейтингами стран BRIC (Бразилии, России, Индии и Китая)?
- У России близкие рейтинги с Тунисом, Хорватией, Болгарией, Мексикой (у всех BBB). Что касается стран BRIC, то у Бразилии, например, суверенный рейтинг - BB, то есть ниже, чем у России. У Индии рейтинг BB+ (выше бразильского, но ниже российского), у Китая - A- (выше, чем у России). Кстати, рейтинг Китая мы недавно повысили. Что касается России, то на сегодня ее можно сравнить с Китаем. Но российская государственная политика, в отличие от китайской, менее четкая и прогнозируемая, что, соответственно, делает инвестиционный климат менее благоприятным.
- Рейтинги агентств ориентированы прежде всего на инвесторов. Но ведь иногда инвесторы полагаются на собственных аналитиков, самостоятельно устанавливают лимиты рисков?
- Потребность в рейтинге зависит в первую очередь от рынка. Например, как и другие американские компании, мы не можем работать в Иране. Мы также не рейтингуем Сирию, Ливию, Ирак. Но потребности клиентов в наших услугах не всегда зависят от развитости рынка - есть исключения и в числе стран с высоким уровнем доходов населения. В частности, мы не выставляли рейтинга Алжиру в связи с отсутствием такой заинтересованности со стороны самого государства. Но мы оптимисты и видим, что интерес к нашим услугам растет, в них нуждаются не только страны со стабильной экономикой. В последние три года, в частности, появился интерес со стороны ряда государств Африки: Ганы, Камеруна, Мозамбика, Мадагаскара. Для них это не столько способ привлечь инвестиции извне, сколько возможность принять участие в программах развития, упорядочить экономику.
Источник материала РИА "РосБизнесКонсалтинг".
Вторник, 25 апреля 2006, 16:24
|