Спрос на акции российских компаний потребительского сектора все больше напоминает мыльный пузырь. Организаторы IPO мясной группы "Черкизово" оценили ее в $1-1,5 млрд. Эксперты сочли этот ориентир завышенным, но в успехе размещения не сомневаются. Ведь фармацевтическая компания "Верофарм" закрыла вчера книгу заявок по нереальной, по мнению большинства аналитиков, цене. Дорого продать на бирже сейчас можно любую компанию отрасли.
В "Верофарм" входят три фармацевтических завода, около 80% компании принадлежит ОАО "Аптечная сеть 36,6", 19,99% - ИК "Тройка Диалог". Продажи "Верофарма" в 2005 г. - $78 млн, EBITDA - $24 млн. В ОАО "Группа "Черкизово" входят восемь мясоперерабатывающих заводов, 2 птицефабрики, два свинокомплекса, дистрибуторская сеть и др. 98,5% акций контролирует семья председателя совета директоров компании Игоря Бабаева. В мае группа планирует разместить на LSE, ММВБ и в РТС до 40% акций.
Вчера "Тройка Диалог" закрыла книгу заявок к предстоящему через неделю первичному размещению в РТС 49,9% акций "Верофарма". Цена оказалась близка к верхней границе ранее объявленного ценового коридора — $28 за акцию, говорится в сообщении "Аптечной сети 36,6", владеющей контрольным пакетом акций фармацевтической компании. Цена размещения соответствует капитализации компании — $280 млн. Это почти в полтора раза дороже, чем в декабре 2005 г., когда "Тройка" купила 19,9% ее акций за $38 млн (т. е. вся компания была оценена в $190 млн). "Аптечная сеть 36,6" в ходе IPO продаст 30% акций "Верофарма" за $84 млн, а "Тройка" — 20% за $56 млн, заработав $18 млн.
Смогут ли инвесторы повторить результат "Тройки"? Аналитики в это не верят — они шокированы ценой размещения. "Атон" даже не стал присваивать рекомендацию по бумагам "Верофарма". "Мы считаем оценку "Верофарма" завышенной, учитывая небольшой размер компании, ограниченную возможность инвестиций в НИОКР, а также сравнительно скромный ассортимент продукции", — написали во вчерашнем отчете аналитики инвесткомпании. По подсчетам аналитика Альфа-банка Елены Бороденко, "Верофарм" не должен стоить больше $187 млн. "Я очень удивлена, — она с трудом сдерживает эмоции. — Мировые лидеры фармацевтической отрасли торгуются ниже, чем "Верофарм". Стоимость "Верофарма" с учетом чистого долга (EV) в 3,8 раза превышает выручку, а у Pfizer это отношение 3,4, у Merck — 3,1, у Bayer — 1,2, подсчитала Бороденко.
Скорее всего выше, чем у лидеров отрасли, будут коэффициенты и у мясной группы "Черкизово", IPO которой запланировано на середину мая. В распоряжении "Ведомостей" оказались отчеты аналитиков Morgan Stanley и "Ренессанс Капитала", соорганизаторов размещения "Черкизово". Эти презентации были разосланы инвесторам в ходе предварительного маркетинга.
Инвестбанкиры ожидают бурного роста "Черкизово" в течение минимум трех ближайших лет. По прогнозу Morgan Stanley, продажи группы составят $679 млн в этом году, а к 2008 г. — уже $1,17 млрд. EBITDA группы вырастет с $80 млн до $232 млн, а рентабельность по этому показателю к 2008 г. достигнет 19,9% (11,8% в 2006 г.) — почти вдвое больше, чем у большинства международных мясных компаний. Обычно этот показатель составляет 5-10%, замечают аналитики Morgan Stanley. "Ренессанс Капитал" еще оптимистичнее: EBITDA "Черкизово" в этом году может составить $98,4 млн, а к 2008 г. — вырасти до $257,7 млн. А вся компания с учетом чистого долга в $312 млн, по их оценке, уже сейчас стоит от $994 млн до $1,517 млрд. Кроме Morgan Stanley и "Ренессанса" в синдикат организаторов IPO входят "Тройка" и Газпромбанк, рассказывает источник, знакомый с подготовкой размещения. Ознакомиться с их расчетами "Ведомостям" не удалось, но собеседник "Ведомостей" утверждает, что средняя оценка "Черкизово" составила $0,9-1,1 млрд.
Как и "Верофарм", по сравнительным коэффициентам "Черкизово" оставило далеко позади мировых лидеров. Исходя из оценки "Ренессанса" стоимость группы с учетом долга (EV) превышает прогнозируемую на этот год EBITDA в 16,2-23 раза. Для сравнимых американских компаний он составляет в среднем 5,9, международных — 6,2, подсчитали аналитики Morgan Stanley: у американской Tyson и финской Altria — 6,5, испанской Campofrio — 10,4, бразильской Sadia — 4,1.
На разогретом российском рынке "компании не стесняются просить высокую цену", добавляет аналитик "Атона" Татьяна Капустина. А инвесторы готовы платить.
Обе компании удачно выбрали время выхода на биржу, хором повторяют собеседники "Ведомостей". Рынок акций потребительских компаний похож на рынок горячих пирожков, шутит главный исполнительный директор УК "Уралсиб" Алексей Чаленко. "Нынешние цены и мультипликаторы российских компаний — это очень дорого, — рассуждает он. — Но предложений в потребительском секторе очень мало, к тому же все надеются на дальнейший рост рынка". "Бизнес "Черкизово" зависит не только от самой компании, но и от покупательной способности населения. А учитывая, что она в целом стабильна, риск инвестиций получается вполне приемлемым", — объясняет логику потенциальных инвесторов главный управляющий директор УК "Альфа-Капитал" Валерий Петров.
Но оправдывается она редко. Выступая на днях на экономическом форуме в Лондоне, президент Deutsche UFG Илья Щербович привел неутешительные цифры: из 37 проведших IPO российских компаний акции лишь 11 обогнали индекс РТС, у остальные — отстали от рынка. В том числе и представители потребительского сектора. Например, бумаги "Пятерочки" после IPO подорожали на 48%, а индекс — на 141%, "Вимм-Билль-Данн" — на 76% против 449%, "Лебедянский" — 71% против 144%.
В бурном росте совпали интересы инвесторов и потенциальных эмитентов, говорит Петров. На мировом рынке немного инструментов с высокой доходностью, а объемы размещений компаний из развивающихся стран невелики в сравнении, например, с европейскими. Получается, что выделяемых лимитов для инвестиций в развивающихся странах "достаточно, чтобы рискнуть", говорит он. К тому же инвестиции в развитых странах обещают куда более скромный доход. Вторая причина, по мнению Петрова, — наличие в России компаний с "нереализованной капитализацией": по формальным признакам довольно дорогих (не считая нефтегазового сектора) и заинтересованных в привлечении средств для расширения бизнеса.
Но ажиотаж продлится недолго, уверены участники рынка. По мнению Петрова, максимум до III квартала, а Чаленко отводит на это не более года: "Пока инвесторы очень неквалифицированны, а свободных денег на рынке много. Кажется, что при наличии бренда и доступа к инвесторам продать можно даже мыльный пузырь и пачку бумаги. Но все хорошее когда-нибудь заканчивается".
Источник материала "Ведомости".
Среда, 26 апреля 2006, 12:05
|