Как стало известно "Ведомостям", на днях президент страны одобрил план создания второго национального авиаперевозчика на базе авиакомпании KrasAir. Для ее совладельца и руководителя Бориса Абрамовича это счастливый шанс уберечь KrasAir от поглощения со стороны "Аэрофлота".
Альянс AiRUnion создан в конце 2004 г. на базе пяти авиакомпаний: KrasAir, "Домодедовских авиалиний" (ДАЛ), "Омскавиа", "Самары" и "Сибавиатранса". За 2005 г. вместе они перевезли 4,3 млн пассажиров, получив около $700 млн выручки. Государству принадлежат 51% акций KrasAir, 50% ДАЛ, 46,5% "Самары". Гендиректору KrasAir Борису Абрамовичу и связанным с ним структурам - около 40% KrasAir, 48,6% ДАЛ, около 40% "Самары", около 70% "Омскавиа" и 100% "Сибавиатранса".
О том, что Владимир Путин на днях одобрил создание холдинга на базе пяти авиакомпаний, входящих в альянс AiRUnion, "Ведомостям" рассказали два сотрудника Минтранса и чиновник Росимущества. "О [положительной] резолюции президента уже говорят во всех коридорах", — замечает один из них. Правда, официально этот документ ни до одного из ведомств еще не дошел, уверяют все трое, и самой резолюции никто из них не видел. Но другой госслужащий, видевший этот документ, рассказал, что слово "согласен" президент написал на обращении двух министров — Германа Грефа (Минэкономразвития) и Игоря Левитина (Минтранс). Они просили Путина одобрить их действия по созданию на базе авиакомпании KrasAir холдинга без сохранения госконтроля над этой компанией, уточнил чиновник.
Настоящий автор этой идеи — гендиректор и совладелец KrasAir Борис Абрамович. Красноярский предприниматель в 1998 г. возглавил KrasAir и начал скупать ее акции, а с 2004 г. добавил к своим активам акции ДАЛ, "Самары" и "Омскавиа". К 2005 г. все пять компаний стали координировать цены и маршруты, а Абрамович начал уговаривать чиновников одобрить и формальное объединение. "Госпакет мы не размоем", — обещал тогда в интервью "Ведомостям" Абрамович. Но, по расчетам Росбанка, доля государства в объединенной компании сократилась бы до 32% и стоила бы $79 млн. А нанятый KrasAir оценщик — аудиторская компания "Пачоли" — оценил госпакет в 42,2%, а его стоимость — в $110 млн.
Росимущество выступило против этой схемы, но Минэкономразвития и Минтранс поддержали Абрамовича. Полгода назад они подготовили проект указа президента о создании нового авиахолдинга. "Объединение приведет к удорожанию госпакета" — такое мнение замминистра транспорта Александра Мишарина передали "Ведомостям" его представители.
В KrasAir пока не спешат радоваться и от комментариев по поводу резолюции Путина отказались. С самим Абрамовичем "Ведомостям" связаться не удалось. Сотрудник Минтранса уверен, что положительная резолюция президента решит все проблемы с проектом указа о создании AiRUnion. Но чиновник Росимущества говорит, что агентство будет настаивать на передаче госпакета акций KrasAir в капитал "Аэрофлота". Эта компания тоже хочет укрупниться за счет пяти крупнейших авиакомпаний, включая KrasAir.
В "Аэрофлоте" о президентской поддержке создания AiRUnion ничего не слышали, уверяет директор по стратегическому развитию "Аэрофлота" Сергей Харитонов. "Оценивать саму идею [создания холдинга AiRUnion] мы не можем, потому что она близка нашей, — добавляет он. — Но, по нашим данным, объективной синергии у AiRUnion нет".
Эксперты тоже разделились на тех, кто за укрупнение "Аэрофлота", и тех, кто поддерживает KrasAir. Аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова уверена, что ставку стоит делать на "Аэрофлот". Весь российский рынок авиаперевозок — это лишь 35 млн пассажиров в год и на таком рынке могут работать максимум два-три игрока, рассуждает она. Поэтому "Аэрофлот" должен стать основным международным перевозчиком, а внутренние рейсы могут поделить более динамичные "Сибирь" и UTair, резюмирует Сахнова. AiRUnion действительно терял пассажиров в 2005 г., признает Михаил Ганелин из "Центринвест Груп": KrasAir снизила перевозки на 5,8%, ДАЛ — на 7,3%, "Самара"- на 6,8%. Но отрасль от их объединения только выиграет, считает аналитик. "С такой конкуренцией выигрывает и пассажир", — вторит его коллега из Rye, Man & Gor Securities Олег Судаков.
Впрочем, AiRUnion будет далеко отставать от "Аэрофлота" по финансовым показателям. С парком из 130 самолетов (против 83 лайнеров "Аэрофлота") выручка нового холдинга вряд ли превысит $800 млн в 2006 г., полагает Ганелин. Даже у "Сибири" прогноз выше — около $900 млн, а у "Аэрофлота" — $2,5 млрд. Судаков уверен, что доходы AiRUnion составят около $700 млн, EBITDA — $15-20 млн. А сама компания будет стоить не дороже $300 млн (вчера капитализация "Аэрофлота" достигла $2,4 млрд).
Комментарий "Профит Хауз":
За прошлый год KrasAir заплатил государству в виде дивидендов 239 422,95 рублей. Из расчета - дивиденд в размере 2,99 рубля.
ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" зарегистрировано 31 марта 1993 года. Номинальная стоимость одной акции составляет 1 рубль, общее количество выпущенных акций составляет 470045 штук. 51% акции Общества принадлежит государству в лице Министерства имущественных отношений РФ.
Между прочим "Аэрофлот" исправно выплачивает дивиденды, сумма которых ежегодно растет.
Аэрофлот выплатил государству за аналогичный период 397 811 652,138 рублей.
Количество акций 1 110 616 299 штук. Государство владеет 51,17 %. Размер дивиденда 0,7 рублей.
Есть экономика, есть политика и есть политика БОЛЬШИХ денег.
Арифметика цифр говорит одно, а чья то политика - другое.
Появляются вопросы:
1. Будем вредить государству?
2. Куда само государство смотрит?
Источник материала "Ведомости".
Четверг, 4 мая 2006, 12:45
|