Профицит федерального бюджета бьет все рекорды. Как следует из обнародованных вчера данных Росстата, только за первые два месяца профицит достиг 390,8 млрд руб., что составляет половину от запланированного по итогам года целевого ориентира. Однако, утверждают эксперты, в отличие от стран с развитой экономикой, в России столь гигантский профицит не является барьером для экономического роста, а дополнительные доходы могут быть потрачены на инвестиционные проекты, на чем уже давно настаивает глава Минэкономразвития Герман Греф.
Вчера Росстат опубликовал данные, согласно которым профицит федерального бюджета-2006 за первые два месяца (январь-февраль) составил 390,8 млрд руб., или 50,4% от запланированного годового показателя. Напомним, что законом о федеральном бюджете на этот год размер профицита утвержден на уровне 776,22 млрд руб. "Это очень большая цифра,- констатирует начальник аналитического отдела казначейства ВТБ Николай Кащеев.- Разумный профицит не может составлять 10% ВВП".
В странах с развитой экономикой профицит традиционно считается результатом ошибочной бюджетной политики: обычно столь нехарактерная для западных стран проблема решается либо снижением налогового бремени, либо резким наращиванием инвестиционных расходов. В таких странах во главу угла ставится экономический рост, который при развитой экономике несовместим с профицитом бюджета. Однако в России ситуация другая, утверждают эксперты.
"По логике, профицит препятствует экономическому росту, который управляется денежной массой,- соглашается Николай Кащеев.- Но у нас экспортно ориентированная экономика, полная диспропорций, и бюджетный профицит не является барьером к росту".
С ним согласен главный экономист "Уралсиба" Владимир Тихомиров: "Российский профицит - следствие высокой налоговой нагрузки на нефтяной сектор, а доходы - это следствие высоких цен на мировом рынке". По словам Тихомирова, если снизить налоги для нефтяников, то это вряд ли будет стимулировать их к наращиванию мощностей, так как на внутреннем рынке возможности для этого ограничены. Компании будут вкладываться в экономику других стран, а это точно не поспособствует экономическому росту в России, сказал он.
Полученным доходам чиновники уже ищут применение. На днях министр экономического развития Герман Греф заявил, что в 2007 году финансирование федеральных целевых программ (ФЦП) будет увеличено на 100 млрд руб.
(см. "Бизнес" от 3 мая) от изначально запланированного правительством объема. Однако эксперты сомневаются в эффективности дальнейшего наращивания расходов. "Размер стабфонда едва достиг порога, обеспечивающего долгосрочную устойчивость экономики,- сказал Валерий Миронов из Центра развития.- Имеет смысл лишь постепенно наращивать инвестфонд, не провоцируя инфляционный скачок". Тихомиров считает, что социальные расходы также будут увеличены. Но, по словам Кащеева, простое повышение зарплат не приведет к повышению качества услуг.
Эксперты сходятся во мнении, что образовавшийся профицит правительство потратит сразу на несколько направлений: будут увеличены инвестиционные расходы, расходы на социальные нужды и на традиционно увеличивающиеся в последнее время расходы на безопасность и армию.
В то же время ведущий эксперт Центра развития Валерий Миронов напоминает, что при увеличении расходов на социальную сферу нужен сбалансированный подход, иначе инфляция может разогнаться до двузначных цифр, а при ценовых и политических рисках это автоматически отрежет часть инвестиционных программ от финансирования.
"Если добавить сюда рост потребительских кредитов, то приток импорта резко возрастает и в конечном счете приводит к полной деиндустриализации экономики",- говорит Миронов.
Источник материала "Бизнес"
Пятница, 5 мая 2006, 10:27
|