На прошлой неделе российский фондовый рынок остался без одной из своих "голубых фишек" - привилегированных акций "Транснефти". В четверг Басманный суд наложил на них арест по ходатайству Генпрокуратуры, а в пятницу торги "префами" компании приостановили биржи РТС и ММВБ. Некоторые аналитики полагают, что арест акций может стать сигналом к переменам в руководстве госмонополии.
В пятницу днем участники рынка узнали, что Басманный суд решением от 4 мая запретил операции с привилегированными акциями "Транснефти". Представитель регистратора Р.О.С.Т., ведущего реестр госкомпании, Илья Зафатаев подтвердил, что сделки с бумагами не проводятся. А вскоре торги "префами" приостановили биржи РТС (15.30) и ММВБ (17.30). Причем к этому времени бумаги подешевели на 7%. В субботу сделки с ними не проводились ни на одной площадке. "Торги будут возобновлены после того, как мы получим уведомление о том, что арест снят",- отмечает представитель РТС.
Решение Басманного суда связано с возобновлением уголовного дела, возбужденного Генпрокуратурой в 1998 году в отношении бывшего президента "Транснефти" Валерия Черняева и вице-президента Сергея Землянского. Тогда сотрудники компании обратились в правоохранительные органы с жалобой на то, что топ-менеджмент вынуждал их продавать принадлежащие трудовому коллективу привилегированные акции по заниженным ценам. Таким образом, по мнению инициаторов расследования, несколько менеджеров монополии получили 1,3 млн из 1,55 млн "префов". В 1999 году эти акции были арестованы, но в 2000 году по решению Генпрокуратуры арест сняли, а дело закрыли.
С тех пор акции не раз сменили собственников. В разное время в их числе назывались "Нафта-Москва", "Интеррос", "Базовый элемент" и другие структуры. В 2004 году чуть менее 1,5% "префов" "Транснефти" были причиной судебного разбирательства между БИНбанком (акции принадлежали его клиенту) и банком "Олимпийский". "Сейчас эти акции есть как минимум у половины рынка",- отмечает пожелавший остаться неназванным менеджер крупного хедж-фонда.
В апреле оборот по бумагам "Транснефти" на ММВБ превысил 3,2 млрд руб. Теперь ликвидность акции снизится, отмечает руководительаналитического отдела БКС Максим Шеин.
Участники рынка теряются в догадках о том, что может стоять за решением суда. "Логики в нем, на мой взгляд, нет",- полагает Дмитрий Джевала, директор департамента управления активами фонда East Capital, в портфеле которого есть бумаги трубопроводной монополии. Он отмечает, что компания не собирается избавляться от этих акций. Аналитики Альфа-банка считают, что арест акций может "быть сигналом будущих изменений в руководстве компании и создания транспортной монополии в составе "Транснефти"". В начале прошлой недели стало известно, что ряд высокопоставленных чиновников правительства и, в частности, руководитель Росимущества Валерий Назаров предлагают передать "Транснефти" пакеты акций госкомпаний "Транснефтепродукт" и "СГ-транс", а также российскую долю в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК).
В вышедшем в субботу отчете Альфа-банк напоминает, что недавно "несколько высших руководителей "Транснефти" (например, вице-президент Сергей Евлахов, ушедший со своего поста в марте) подали в отставку", что было расценено рядом аналитиков как признак "все большей неустойчивости позиций нынешнего президента компании Семена Вайнштока". "Об определенной слабости позиций Вайнштока говорит" и принятое с подачи президента решение изменить маршрут нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО), отмечают аналитики "Альфы". "Конечно, возобновление дела - удар по имиджу компании",- полагает аналитик "Атона" Артем Кончин.
А Олег Максимов из "Тройки Диалог", напротив, не считает, что решение суда имеет политическую подоплеку. От применения санкций к миноритарным акционерам государство ничего не выигрывает, ведь оно и так полностью контролирует "Транснефть", напоминает он.
В самой "Транснефти" заявили, что ситуация "никак не отразится на деятельности компании", хотя и несет в себе имиджевые риски в свете предстоящих монополии крупных займов (в частности, для реализации проекта ВСТО). "Возможно, мы не договоримся о столь выгодных ставках, которые существуют на сегодняшний день",- сказал "Бизнесу" вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. Ценность компаниине в стоимости ее акций, а в обеспечении возможностей экспорта нефти, объемы которого за последние пять лет увеличились в два раза, заключает он.
Источник материала "Бизнес"
Среда, 10 мая 2006, 11:47
|