Потенциальные клиенты, которым Максим Капитан уже 10 лет объясняет выгоды коллективного инвестирования, созрели. Их деньги прямо-таки хлынули в паевые инвестиционные фонды. "По самым оптимистичным прогнозам, к концу 2005 г. продажи паев должны были выйти только на 1 млрд руб. в месяц, — говорит Капитан, ныне аналитик УК "Менеджмент-Центр". — Но они превысили миллиард уже в сентябре, а в декабре перевалили за 2 млрд. Для России это грандиозный объем!"
В 1996 г. 32-летнего Максима, филолога по первому образованию, пригласили редактором в Центр коллективных инвестиций, который на деньги Всемирного банка пропагандировал вложения в ПИФы. Правила для этих только создававшихся тогда структур были списаны с американских: власти, озабоченные вызволением денег из-под российских матрасов, с завистью взирали на заокеанскую индустрию mutual funds. Поначалу пропагандистские усилия приносили жалкие результаты. "Молодые успешные люди инвестировали плохо, потому что тратили все на потребление, в том числе снимая квартиры", — вспоминает Капитан, с тех пор не только получивший диплом экономиста, но и написавший с разными соавторами несколько книг о ПИФах. На конец 1999 г. чистые активы ПИФов составляли 4,9 млрд руб. Сейчас управляющие компании привлекают столько средств за месяц. В марте 2006 г. продажи паев открытых и интервальных фондов, в которые вкладываются "частники", достигли 5,2 млрд руб. — вдвое больше, чем в январе.
"Сейчас они уже обзавелись собственными квартирами, приобрели машины, выросли в должности и в зарплате, — продолжает Капитан свой рассказ о российских яппи. — Поначитались всякой литературы. Они долго присматривались к работе паевых фондов, и вот теперь они уже созрели для того, чтобы стать пайщиками". Вкладчиков ПИФов по-прежнему немного — по данным Капитана, всего 132 000-135 000. Но ведь и яппи — не такая уж многочисленная категория российского населения. Они одни не в состоянии поддерживать ажиотажный спрос на паи. В орбиту управляющих компаний, не жалеющих средств на маркетинг, начинают попадать люди с более низким уровнем дохода и образовательным цензом. Им нужно предлагать несколько другие услуги, чем первоначальной аудитории, например кредиты под залог паев. В УК это понимают, стремятся нацеленно работать с разными группами клиентов и надеются, что в случае коррекции на фондовом рынке ПИФы не покинут ни опытные вкладчики, ни новички.
Источник материала "Ведомости".
Среда, 10 мая 2006, 14:16
|