Российские сотовые операторы практически достроили сети - идет последний год, когда они вкладывают миллиарды в инфраструктуру. О том, что будет после, компании, поставляющие оборудование связистам, думают с опаской. Эксперты полагают, что их бизнес может спасти переход с сотового оборудования на широкополосное, а также с поставки и инсталляции "железа" на обслуживание сетей и консалтинг.
По данным Dell'Oro Group, объем мирового рынка телекоммуникационного оборудования операторского класса в 2005 году перевалил за $66 млрд. Львиную долю этого объема до сих пор удерживает мобильная инфраструктура. В прошлом году производители решений для сотовых операторов заработали $40,1 млрд, превысив на $200 млн прогнозы экспертов. Однако рост этого сегмента рынка практически прекратился: в минувшем году его объем увеличился всего на 7%, в то время как смежные секторы показывали более высокие темпы, и продажи решений для IP-телефонии выросли на 50%, DSLоборудования - на 23%, оптоволоконных сетей - на 19%.
Снижение темпов роста рынка вполне наглядно объясняет брожения в рядах мировых производителей операторской инфраструктуры: грядущее слияние подразделения Luсent и Alcatel и желание Siemens продать свой телекоммуникационный бизнес.
На фоне стагнации российского сотового рынка прогнозы развития бизнеса производителей оборудования выглядят нерадужно. "Российский рынок оборудования для мобильных и фиксированных сетей растет на 2-3% в год и приближается к крайней точке насыщения",- констатирует директор аналитической компании J'son & Partners Джейсон Смолек. По его оценкам, продажи оборудования операторам связи в 2004 году достигли $3,32 млрд, в 2005 подросли едва-едва - до $3,41 млрд, а в 2006 году должны увеличиться до $3,47 млрд.
При этом основной прирост будет приходиться отнюдь не на мобильный сегмент: операторы, достроив сети, постепенно сокращают капитальные вложения. По оценке аналитиков ИК "Уралсиб", сейчас на капитальные затраты (CAPEX) сотовых операторов приходится 40-50% своей выручки, но уже к 2007 году сотовики снизят этот показатель до 20-25%.
"Сокращать расходы на оборудование операторы сотовой связи уже начали, да и операторы фиксированной связи, входящие в холдинг "Связьинвест", по нашим прогнозам, в текущем году существенно снизят CAPEX,- рассказывает Джейсон Смолек.- На этом фоне наращивать капвложения будут только альтернативные операторы, но их вклад в общую копилку расходов ограничен: $600-650 млн в 2005- 2006 годах".
Единственным федеральным сотовым оператором, чьи затраты на базовые станции, коммутаторы и прочую инфраструктуру будут расти еще несколько лет, остается "Скай Линк". "Проект находится на стартовом этапе, идет активное развитие в регионах, поэтому ближайшие два года станут пиковыми с точки зрения инвестиций",- сообщили в компании.
Общий объем капитальных затрат "Скай Линк" в 2006 году составит около $100 млн - капля в море по сравнению с инвестициями операторов "большой тройки".
В это время самые крупные игроки сотового рынка уже начали урезать инвестиции в инфраструктуру. К примеру, если в 2005 году МТС потратила на развитие сети $2,2 млрд- приблизительно вдвое больше, чем годом ранее, то на 2006 год оператор готов потратить менее $1,9 млрд. "Вымпелком" планирует вложить в сеть "Билайна" около $1,6 млрд- примерно столько же, сколько в прошлом году. "С повышением уровня проникновения мобильной связи объем инвестиций уменьшится, а главное - изменит структуру",- рассказывает пресс-секретарь МТС Кирилл Алявдин. Объем капиталовложений в технику уменьшится, зато появится спрос на платформы для дополнительных услуг. По мнению директора по маркетингу компании-интегратора NVision Group Сергея Головина, параллельно этой тенденции развивается и другая: стоимость оборудования и рентабельность бизнеса производителей уменьшаются, это связано со снижением спроса и, соответственно, ростом конкуренции.
Пока продажи мировых вендоров в России не внушают опасений. Китайский поставщик Huawei недавно отрапортовал о $620 млн, заработанных на нашем рынке, причем половина этой суммы пришлась на мобильные решения. Шведская Ericsson в прошлом году получила несколько меньше - примерно $488 млн. "Ничего удивительного в этом нет,- считает аналитик IDC Russia Наталья Короткова.- Восточные производители стремительно отвоевывают рынок за счет низких цен и очень выгодных товарных кредитов".
Сами вендоры не хотят верить в грядущеенасыщение рынка. По их мнению, даже тогда, когда операторы перестанут закупать базовые станции и коммутаторы в прежнем количестве, пространство для маневров останется. "Мы не участвовали активно в строительстве сетей 2G, поэтому снижения своих поставок не ожидаем.
Мы продаем более высокотехнологичное оборудование - оптические DWDM-сети, широкополосные CDMA, UMTS, WiMax, HDSPA и программные коммутаторы (softswitch), а эти технологии до недавнего времени не были широко востребованы российским рынком",- отмечает директор подразделения операторских решений Nortel Сергей Фишкин.
По его мнению, вслед за операторами "большой тройки" в передовые технологии начнут вкладывать и операторы региональные. Не менее оптимистично настроены и в Ericsson.
"Плавная эволюция одного поколения связи в другое создает постоянную потребность в новом оборудовании: как замедлится расширение сетей в регионах, появится потребность в решениях для дополнительных услуг, во внедрении многоуровневых сетей, снижающих издержки, потом появится потребность повысить скорость передачи данных.
Источник материала "Бизнес"
Среда, 17 мая 2006, 11:19
|