Темпы роста мировой экономики замедляются, и пройдет не так много времени перед тем, как страшное слово "рецессия" снова зазвучит с экранов телевизоров и замелькает в заголовках газет, особенно в прессе США и Германии. Кому-то такое предсказание покажется весьма странным. Ведь США только что объявили о росте экономики на 4.8% в год; деловое доверие Германии находится на самом высоком уровне после объединения; фондовые рынки по всему миру фиксируют рекордные максимумы, а цены на экономически чувствительные товары такие, как медь, за последний год удвоились.
Почему же тогда у специалистов появляются основания для утверждений о том, что в ближайшем будущем мировая экономика, возможно, подойдет к грани рецессии? Прежде всего, стоит обратить внимание на вселяющее неопределенность слово "возможно". Никто не возьмется заявлять, что спад непременно произойдет. Однако совершенно очевидно, что восприятие экономических показателей может резко измениться не в лучшую строну, особенно, в США и Германии. Если учесть, что в настоящее время среди бизнесменов, инвесторов и крупнейших банкиров сильны ожидания роста, даже незначительное замедление способно вызвать настоящий шок. Его может быть достаточно, чтобы посеять панику среди впечатлительной финансовой общественности и резко перевести маятник настроений, преобладающих в финансовой и информационной среде, от сегодняшнего чрезмерного оптимизма к крайнему пессимизму.
Однако довольно голословных утверждений. Почему некоторые аналитики уверены в рецессии мировой экономики, даже, несмотря на то, что все указывает на значительный рост? Это объясняется тем, что рынки, хотя и заслуживают нашего уважения, не всегда способны верно оценить положение вещей.
Достаточно вспомнить нездоровый интерес инвесторов к акциям технологичных компаний в конце прошлого столетия или пессимизм сбитых с курса инвесторов в облигации, в 2003 г. решивших, что мир стоит на пороге длительной депрессии. В обоих случаях финансовый рынок обладал четко сформулированным мнением по поводу текущей ситуации, и на проверку оно дважды оказывалось ошибочным. Любой, кто сумел беспристрастно оценить фундаментальную экономику, мог легко заметить, что реализовать ожидания роста по акциям технологичных компаний в 1999 г. было невозможно. Очевидны были и благоприятные монетарные условия, созданные в 2003 г., которые гарантировали мощный подъем уже в 2004 г. Однако неверные настроения рынка повлияли на официальные прогнозы, которые, в свою очередь, совпали со взглядами "обманутых" инвесторов.
Странные эпизоды из истории бизнеса, приведенные выше, служат отличной иллюстрацией самоусиливающегося процесса, именуемого "рефлексивностью" и более 20 лет назад описанного Дж. Соросом в "Алхимии финансов". Этот труд является классическим анализом финансовых спекуляций и их удивительно сильного влияния на реальный мир. Рефлексивность усугубляет ошибки финансовых рынков, перенося ложные суждения инвесторов в реальную экономику, которые затем находят искаженное отражение в рыночных ценах. По мнению Сороса, данный процесс с обратной связью является основополагающим для цикла подъемов и спадов. И глядя на мир сегодня, с ним трудно не согласиться. В настоящее время налицо два рефлексивных расхождения между реальным положением вещей и его восприятием рынком: убеждение в том, что Европа переживает мощный экономический подъем, и вера в то, что Америка обладает иммунитетом к повышению процентной ставки и небывалому росту цен на нефть.
В прошлый вторник европейским политикам и ведущим банкирам выдался повод испытать чувство гордости за динамичное развитие экономики Еврозоны после того, как статистическая служба ЕС - Евростат - объявила о том, что по предварительным оценкам рост ВВП в первом квартале составил 0,6 %. Однако при более пристальном рассмотрении оказалось, что рост ВВП Еврозоны, который в четвертом квартале прошлого года равнялся 0,3 %, был лишь статистическим миражем. В действительности же экономика большинства европейских стран лишь ослабла, а улучшение в целом было вызвано так называемым "прыжком дохлой кошки" (dead cat bounce - краткосрочный подъем в рамках устойчивого нисходящего тренда - прим. пер.) в Германии и Италии, обе из которых в четвертом квартале не показали никакого роста. Если мы проанализируем средний показатель последних двух кварталов - чтобы снизить волатильность последней статистики, возникшей отчасти вследствие плохих погодных условий и политических изменений в Италии, Германии и Франции - то легко заметим, что практически во всех европейских странах и, особенно, в Германии наблюдается нисходящая тенденция.
Полученная усредненная статистика показывает, что незначительные улучшения в экономическом положении Европы, возникшие прошлым летом, сошли на нет уже осенью. Она также является доказательством того, что расхождение между оптимистичным настроем бизнеса и экономической реальностью, особенно, в Германии достигло нелепых размеров. В результате, учетная политика ЕЦБ, которая во многом основана на ожиданиях бизнеса, может спровоцировать еще большую рецессию в Еврозоне. Спасти ситуацию может только трезвый взгляд руководства Банка на текущую ситуацию и отказ от иллюзий относительно немецкого бизнеса, который, в свою очередь, вдохновлен явным доверием к ЕЦБ.
Что касается США, то они столкнулись с совершенно иной проблемой. ФРС достаточно точно оценивает ситуацию, однако рынки отказываются принять ее. На Уолл-Стрит бытует мнение о том, что экономика Соединенных Штатов динамично развивается и на ней совершенно не сказывается повышение процентной ставки до 5 % и растущие цены на нефть. Однако становится понятно, что всплеск экономической активности, последовавший после разрушительных событий, связанных с ураганом "Катрина", который обеспечил высокие показатели за первый квартал текущего года, уже позади - еще один "прыжок", продлившийся не более двух месяцев. Опубликованный в прошлую пятницу отчет университета Мичигана о потребительском доверии свидетельствует о максимальном спаде ожиданий за последние 30 лет: объемы импорта значительно снизились, а данные по розничным продажам подтвердили, что повышение цен на бензин нивелировало какой бы то ни было рост потребления.
Мало у кого возникнут сомнения в том, что экономика США переживает не лучшие времена. Снижение темпов не приведет непосредственно к рецессии, поскольку ФРС в конце концов уменьшит ставку, чтобы поддержать внутренний рынок и оживить потребительский спрос. Однако в ближайшем будущем в США сохранится тенденция к ужесточению монетарной политики, что можно объяснить постепенным ростом инфляции, значительным повышением цен на товары и отказом рынка верить в то, что снижение темпов экономического роста уже не за горами. Если инвесторы прозреют и примут реальное положение вещей, цены на товары снизятся, инфляция стабилизируется, и у ФРС появится возможность рассмотреть политику стимулирования потребительского спроса. Однако пока мир уверен в полных энтузиазма фондовых рынках и ценах на металлы и полагается не на беспристрастные статистические данные, эта цель невыполнима. В итоге же, реальность возьмет верх над иллюзорными ожиданиями. Но вначале инвесторы и бизнес должны подготовить себя к захватывающему переходу от оптимизма к пессимизму и обратно.
Источник материала Pro Finance Service, Inc.
Четверг, 18 мая 2006, 15:38
|