Новое руководство "АвтоВАЗа" задумало сломать схему перекрестного владения акциями автозавода. Как стало известно "Ведомостям", решение выкупить доли миноритариев в "дочках" "АвтоВАЗа" — AVVA и ЦО "АФК", владеющих 60% акций компании, будет принято в ближайшее время на совете директоров.
В 2005 г. "АвтоВАЗ" произвел 721 500 машин. Выручка по РСБУ в 2005 г. составила 132,5 млрд руб., чистая прибыль - 1,4 млрд руб. 22 декабря 2005 г. менеджмент завода во главе с Владимиром Каданниковым передал "АвтоВАЗ" государству. Новым председателем совета директоров "АвтоВАЗа" назначен заместитель гендиректора ФГУП "Рособоронэкспорт" Владимир Артяков, а генеральным директором - Игорь Есиповский из этого же унитарного предприятия.
Нынешняя перекрестная структура собственности "АвтоВАЗа" сложилась в 1990-е гг. при гендиректоре AVVA Борисе Березовском — для "защиты от недружественного поглощения". 64% "АвтоВАЗа" принадлежат его "дочкам": AVVA (36%), ЗАО "ЦО АФК" (24%) и ЗАО "ИФК" (2%); "АвтоВАЗу" принадлежат 86% акций AVVA; AVVA вместе с "АвтоВАЗом" владеют 60% акций ЦО "АФК".
По словам нескольких источников, близких к "АвтоВАЗу", новый менеджмент намерен выкупить на баланс предприятия не принадлежащие ему пакеты акций AVVA (14%) и ЦО "АФК" (40%).
По словам одного из источников, нужно, чтобы "третья компания купила у "АвтоВАЗа" акции его "дочек", для чего будет достаточно решений совета директоров самого завода и "дочек". Покупателем, по его словам, может стать любая госкомпания, "Рособоронэкспорт" или ВТБ. Представитель "Рособоронэкспорта" напомнил, что ФГУП не может быть учредителем компаний, а собственность может быть оформлена только на "дочки" ФГУП. Вице-президент ВТБ и член совета директоров "АвтоВАЗа" Василий Титов не стал говорить, будет ли его компания покупать акции "АвтоВАЗа".
В AVVA "АвтоВАЗу" не принадлежит 14% акций. По словам источника, близкого к AVVA, около 12% ее акций владеют физлица и бывшего менеджмента "АвтоВАЗа" среди них нет.
В АФК компании не принадлежит 40% акций. Владельцем 26% ее акций было ЗАО "Фитом". По данным отчета по итогам размещения допэмиссии акций "Фитома" от 1998 г., учредителями компании были Владимир Каданников, Николай Ляченков, Алексей Николаев, Константин Сахаров, Юрий Степанов, Александр Зибарев и Эркин Норов. Один из них сказал, что "несколько лет назад" акции были переданы в АФК, а соучредителям "Фитома" возвращены деньги по номинальной стоимости акций. Другой собеседник "Ведомостей", близкий к прежнему руководству "АвтоВАЗа", предположил, что акции АФК, не принадлежащие "АвтоВАЗу", находятся все же у бывших топ-менеджеров завода.
Аналитики с нетерпением ждут ломки перекрестного владения "АвтоВАЗом". Кирилл Чуйко из "Уралсиба" думает, что цель раскольцевания собственности — выход на IPO. По его словам, после перехода "АвтоВАЗа" в одни руки его капитализация резко повысится. "Мы прогнозируем, что в 2006 г. оборот "АвтоВАЗа" составит около $7 млрд, — говорит он, — а ее капитализация сейчас всего около $1,1 млрд, ниже, чем у "Северсталь-Авто", хотя выручка "АвтоВАЗа" в несколько раз больше". Чуйко подсчитал, что миноритарии в "дочках" контролируют около 15% "АвтоВАЗа" (5% — в AVVA и 9,6% — в АФК). Исходя из курса акций "АвтоВАЗа" на РТС, покупка всех акций миноритариев в "дочках" обойдется компании примерно в $180 млн.
Аналитик компании "Метрополь" Александр Жуков считает, что ломка структуры собственности сейчас не принципиальна: "АвтоВАЗ" рассчитывает на государственные деньги и вряд ли пойдет на IPO.
Председатель совета директоров "АвтоВАЗа" Владимир Артяков рассказал в субботу, что "АвтоВАЗ" ведет консультации с рядом инвестиционных компаний о схеме "разруливания перекрестка": "К концу этого года мы уже будем иметь полную картину".
После того как акции "АвтоВАЗа" будут принадлежать третьей структуре, функции гендиректора будут переданы управляющей компании, рассказал источник в руководстве предприятия. По его словам, управляющая компания будет "дочкой" нового собственника "АвтоВАЗа".
Комментарий "Профит Хауз":
Автоваз, повторит судьбу многих гигантов, когда в собственную страну приглашают лидеров авторынка для строительства собственных заводов
по производству автомобилей с льготами...
Источник материала "Ведомости".
Понедельник, 29 мая 2006, 11:12
|