Давняя идея экс-министра транспорта и гендиректора ОАО "Совкомфлот" Сергея Франка об объединении двух крупнейших судоходных компаний России - "Совкомфлота" и Новороссийского морского пароходства ("Новошип"), похоже, близка к реализации. Вчера стало известно, что помощник президента РФ, председатель совета директоров "Совкомфлота" Игорь Шувалов обратился в Минэкономразвития с поручением проработать вопрос объединения двух компаний. В письме господина Шувалова представлен подробный план слияния, предполагающий внесение госпакета "Новошипа" в уставный капитал "Совкомфлота" и вывод объединенного перевозчика на публичный рынок. Эксперты полагают, что это позволит государству выручить около $2 млрд.
По сообщению информагентства "Интерфакс", господин Шувалов обратился с письмом в МЭРТ 5 мая. В нем говорится, что "Совкомфлот" считает "единственным реалистичным вариантом" объединения компаний внесение госпакета акций "Новошипа" в свой уставный капитал, после чего планируется IPO перевозчика на российских и международных биржах. Этот вариант обеспечит "максимизацию стоимости компании для государства как акционера при сохранении им независимости в принятии стратегических решений и гибкости в последующем распоряжениями акциями 'Совкомфлота' и 'Новошипа'". В документе также говорится, что для реализации предложения необходимо исключение "Новошипа" из списка стратегических АО, внесение дополнений в прогнозный план приватизации на 2006 год, предусматривающих приватизацию госпакета пароходства путем внесения его в капитал "Совкомфлота", а также проведение рыночной оценки пакета Росимуществом.
"Совкомфлот" и "Новошип" - крупнейшие судоходные компании России, специализирующиеся на нефтеперевозках. Флот "Совкомфлота" состоит из 50 судов общим дедвейтом 3,95 млн т, доход от эксплуатации флота по МСФО в 2005 году - $411,9 млн, чистая прибыль - $143,3 млн. Флот "Новошипа" состоит из 56 судов дедвейтом 3,4 млн т, выручка за девять месяцев 2005 года - 1,6 млрд руб., чистая прибыль - 1,2 млрд руб. 100% акций АО "Совкомфлот" в госсобственности, государству также принадлежит 67,13% акций АО "Новошип".
В МЭРТе и Минтрансе комментировать письмо Игоря Шувалова отказались, однако, как сообщил Ъ источник в администрации президента, знакомый с ситуацией, прежде чем оно было подготовлено, господин Шувалов провел консультации со всеми заинтересованными ведомствами. "Это письмо можно считать реальным руководством к действию",- добавил собеседник Ъ. Таким образом, идея нынешнего главы "Совкомфлота" Сергея Франка, впервые высказанная им еще в 2002 году, максимально близка к реализации (см. Ъ от 12 мая).
В самом "Совкомфлоте" комментировать информацию об объединении отказались, уточнив, что это "право акционеров распоряжаться своими активами". Похожей позиции придерживаются и в "Новошипе", однако источник Ъ в пароходстве уточнил, что, по его информации, в МЭРТе и Минтрансе "идею слияния пароходств не одобряют". "Слияние 'Совкомфлота' и 'Новошипа' с последующим выводом объединенной компании на биржу при сохранении госконтроля может быть очень эффективной сделкой для государства,- говорит президент транспортно-промышленной группы МРП Роман Троценко.- Однако, к сожалению, эта инициатива может наткнуться на сопротивление со стороны отдельных чиновников".
Отметим, что в самом "Совкомфлоте" эффект от слияния оценивают в $40 млн, стоимость компании, по консервативным прогнозам, может увеличиться на $200 млн. Директор проектов агентства Seanews Алексей Безбородов считает, что эти оценки занижены и что только в оплату госпакета "Новошипа" "Совкомфлот" может перечислить в бюджет около $700 млн, еще порядка $1 млрд можно выручить в результате IPO блокпакета объединенной компании. Не исключено, что в покупке акций на рынке может принять участие сам Сергей Франк в партнерстве с инвестфондами или зарубежными судоходными компаниями.
Источник материала "Коммерсантъ-Daily".
Четверг, 1 июня 2006, 14:52
|