По совету юридической компании Cleary, Gottlieb, Steen & Hamilton LLP (CGS&H) правительство запретило чиновникам публично комментировать запросы СМИ об управлении и инвестировании стабилизационного фонда. Минфин, консультантом которого является CGS&H, надеется таким образом защитить фонд от кредиторов ЮКОСа.
Юридическая фирма Cleary, Gottlieb, Steen & Hamilton LLP создана в 1946 г. Ведет практику в 12 финансовых центрах мира. Работает в таких областях, как корпоративные финансы, слияния и поглощения компаний, тяжбы, интеллектуальная собственность. Ее клиенты: British Airways, Deutsche Telekom и другие международные корпорации. Фирма представляла интересы "Мосэнерго" при заключении сделки по выдаче кредита ЕБРР в 7,2 млрд руб.
CGS&H направила в Минфин докладную записку еще в апреле: "Мы рекомендуем в любых публичных заявлениях о возможном управлении и инвестировании средств стабфонда учитывать риски [ареста активов], поскольку подобные сообщения в прессе могут склонить определенных, имеющих претензии к России, кредиторов (например, Noga или группы французских держателей царских облигаций) к подготовке наложения ареста или другим агрессивным действиям".
Министр финансов Алексей Кудрин обратился к премьеру Михаилу Фрадкову. Он сообщил, что в 2005 г. акционеры ЮКОСа и сама компания подали четыре иска в международные и российские суды против РФ, российских ведомств, компаний и высших чиновников, включая министра финансов Кудрина, первого вице-премьера Дмитрия Медведева, министра промышленности и энергетики Виктора Христенко, замглавы администрации президента Игоря Сечина. Сумма исков превышает $40 млрд. "Преждевременные публичные заявления о планах правительства по инвестированию средств стабфонда и их подробное обсуждение в СМИ представителями органов госвласти могут служить основанием для наложения ареста", — предостерегал Кудрин. На документ министр наложил гриф ДСП, что, впрочем, не помешало ему в мае сообщить о договоре банковского счета с ЦБ и переводе средств стабфонда, о валютной структуре инвестируемых денег, о минимальном и максимальном сроке обращения покупаемых облигаций.
1 июня, в закрытой части заседания правительства, Кудрин предложил запретить чиновникам публично комментировать вопросы, связанные со стабфондом, сообщили два участника заседания. Один из них сказал, что в качестве аргумента Кудрин сослался на рекомендации CGS&H. "Фрадков согласился", — сказал чиновник. Директор департамента Минфина Дмитрий Панкин не отрицает, что информационные ограничения теперь есть.
CGS&H появилась в России в 1991 г. По словам бывшего руководителя экономического управления администрации президента Антона Данилова-Данильяна, компания вошла в контакт с правительством Егора Гайдара, напрямую общаясь с тогдашним замминистра финансов Андреем Вавиловым. Бывший руководитель департамента внешнего долга Минфина Андрей Черепанов говорит, что CGS&H оказывает услуги Минфину без договора, оплата осуществляется из закрытых статей бюджета, стоят консультации $14-15 млн в год. Бывший министр финансов Михаил Задорнов подтверждает, что CGS&H была юрконсультантом, но не берется сказать, на основании какого договора она действовала и сколько это стоило. "Я категорически возражал против неузаконенных отношений", — подчеркивает Черепанов. По его словам, CGS&H не отбиралась на тендере, а ее отчеты о затратах "документально не подкреплялись".
В CGS&H от комментариев отказались.
Желание Кудрина фильтровать информацию кажется странным Данилову-Данильяну. "Явно перегнули палку", — замечает он.
Стабфонд — это бюджетные деньги, а статья 10 закона "Об информации, информатизации и защите информации" не относит "сведения об использовании бюджетных средств и других государственных ресурсов" к информации ограниченного доступа и распространения. Для обсуждения вопросов о стабфонде необходимо широкое привлечение общественности, другое дело, что портфель бумаг и оперативное управление стабфондом не может быть публичным, считает Черепанов. Кричать обо всех нюансах операций стабфонда не стоит, замечает сенатор Евгений Бушмин, но при этом очевидно, что чем больше секретности, тем ниже доходность размещения.
У российских властей есть неприятный опыт ареста судов и картин фирмой Noga, напоминает Флориан Феннер, председатель совета директоров UFG Asset Management. Предостережение CGS&H он считает нелишним: "Вы можете хеджировать рыночные риски, но не юридические". Непонятно, как пойдет атака на средства стабфонда, и потому лучше закрыть возможность двоякого толкования слов чиновников, которые могут быть приведены в судах, считает партнер юридической компании "Вегас-Лекс" Альберт Еганян.
Комментарий "Профит Хауз":
Когда я учился в институте, то педагог по сопромату рассказал нам занимательную байку от времен Сталина.
Если при сооружении какой-либо конструкции коэффициент запаса прочности был равен или больше двух, то такого специалиста считали "врагом народа".
Это я к чему…
Если деньги Стабилизационного фонда будем размещать за рубежом под 3-5% годовых, а наши компании (даже с государственным участием) будут брать кредиты из-за бугра под 5-9%, то, как назвать эту ситуацию?
Далее надо вспомнить к/ф "Семнадцать мгновений весны"…
Когда артист Броневой играя Мюллера, сказал очень занимательную фразу: "Если знают двое, то знает и свинья…"
Страна, в которой жизнь и ситуации приводили к тому, что были, есть и будут конспираторы и подпольщики, а детям прививали культ героев подпольщиков, привела к тому, что дети детей войны на уровне министерства тоже решили поиграть в подпольщиков…
Так это все к чему…
У нас теперь две крайности:
1. Экономим на всем, что дома и крыши падают…
2. Вкладываем деньги не считаясь с затратами (одна реклама МТС чего стоит, или строим, а потом сразу же ломаем, чтобы построить другое или дело с ракушками).
Уважаемые господа, может, хватит впадать в детство?
Если рассерженные кредиторы и акционеры "ЮКОСа" очень захотят найти российские деньги, то они найдут. Вспомните дедушку Сталина и Мюллера.
Источник материала "Ведомости".
Среда, 7 июня 2006, 10:17
|