За последние две недели оптовая стоимость тонны мазута на российском рынке снизилась на 8,14%, с 5789 руб. до 5318 руб. за тонну. По прогнозам аналитиков, в самое ближайшее время этот энергоноситель подешевеет еще примерно на 7%. Причин такого падения две: во-первых, РАО ЕЭС значительно сократило закупки мазута, заполнив свои запасы, во-вторых, налоговые проблемы у компании "Волготанкер" привели к тому, что экспортные потоки сократились. На рынке наблюдается затоваривание - это явление продлится минимум до осени.
Падение цен в мае-июне этого года на рынке мазута вызвано, как ни странно, январскими морозами. Зимой этого года, в разгар холодов, РАО ЕЭС столкнулось с острым дефицитом мазута. "Когда у нас была острая нехватка мазута, цены нам повышали в два-пять раз, причем на уступки никто не шел",- утверждает начальник департамента по работе со средствами массовой информации РАО ЕЭС Марита Нагога.
Столкнувшись с такой неприятной ситуацией, энергетики решили куда капитальней подготовиться к следующему зимнему сезону. В апреле-мае мазут в России стоил дороже, чем в Европе. Такая парадоксальная ситуация сложилась из-за того, что цены подогревал очень крупный покупатель. "Есть информация, что именно в это время РАО ЕЭС закачивало свои резервные емкости к следующему зимнему отопительному сезону, причем по данным, которые сообщили нам участники рынка, этой весной их закупки выросли на 10-15%",- говорит аналитик Русского топливного агентства Максим Назаров.
Заполнив запасы, РАО ушло с рынка мазута. Сейчас закупки со стороны энергетической компании прекращены, заявила "Бизнесу" Марита Нагога.
"Цены на российском рынке мазута не всегда коррелируют со стоимостью нефти, они в гораздо большей степени зависят от внутренних факторов.
Когда наблюдается избыток этого товара, они падают",- уточнил Максим Назаров.
Сейчас как раз такая ситуация.
Мало того, что с рынка ушел крупный покупатель.
Сейчас, после падения цен, вновь стал рентабелен экспорт, однако он по техническим причинам крайне затруднен. Компания "Волготанкер" до сих пор не может открыть навигацию - все суда компании находятся под арестом из-за нерешенныхпроблем пароходства с налоговыми органами.
Между тем перевозка мазута по реке - один из важнейших каналов вывоза мазута на экспорт. "Из примерно 10 млн тонн оборота этого груза по речным перевозкам 2,5 млн тонн приходилось именно на "Волготанкер", а сегодня он простаивает. Так что экспортный канал существенно сузился",- пояснил директор проектов агентства SeaNews Алексей Безбородов.
Еще один момент, толкающий цены вниз: в этом году российский высокосернистый мазут запретили на всей Балтике, а это еще минус около 300 тыс. тонн. "Конечно, на фоне общего рынка это мелочь, но и ее можно рассматривать как дестабилизирующий фактор - когда товар некуда девать, будешь рад любому покупателю. А тут выясняется, что и флоту мазут не нужен",- добавил Алексей Безбородов.
В ближайшие недели цены упадут еще на 7%, резюмирует Максим Назаров.
Источник материала "Бизнес"
Четверг, 8 июня 2006, 11:05
|