США для Германии - рынок очень важный. Германия для США рынок важный, но не главный. Потенциал двухсторонних экономических отношений далеко еще не исчерпан. Многое зависит от мелочей.
Одна пятая общего объема всемирной торговли приходится на США и Германию. Американцы закупают у немецких компаний, прежде всего, автомобили и оборудование. В 2005 году, по данным статистического ведомства, немецких товаров было продано за океан на 70 миллиардов евро. Лишь Франция покупает у Германии еще больше. Поставки в США составляют 7 процентов общего объема немецкого экспорта. Продукция автомобилестроительной отрасли в немецком экспорте в США составляет 32 процента, почти 20 приходится на станки и оборудование, 13 процентов - химические товары. Большим спросом в США пользуются и немецкие электроника, измерительные инструменты, медицинская техника.
С задержкой в несколько лет
Поведение американских потребителей оказывает большое влияние на мировую конъюнктуру. Чем меньше они покупают, тем ощутимее последствия для работающей на экспорт немецкой промышленности. Проблема заключается в том, поясняет экономист немецкого банка Hypo Vereinsbank Андреас Реес, что "американская экономика очень сильно зависит от потребительских расходов прошлых лет". Так американский рынок недвижимости очень хорошо развивался в последнее время: рост цен позволил накопить приличные состояния. Это означает, отмечает эксперт, что "американский потребитель ощутил себя богатым, взял деньги в кредит, ушел в долги и соответственно много денег потратил на приобретение потребительских товаров; и в ближайшие месяцы поэтому ситуация может в корне измениться. И это будет иметь негативные последствия для немецкой экономики".
Насморк от одного процента
Кроме США, разумеется, есть другие рынки сбыта, и значение их для Германии растет. За последние полгода общий объем немецкого экспорта вырос на 10 процентов - всего лишь 1,2 процента в этом показателе составляет доля доходов от торговли с США. Зато Центральная и Восточная Европа, а также нефтедобывающие страны обеспечили 1,6 процента увеличения экспорта.
Но все же по-прежнему справедлива истина: "Когда у американцев дела идет хорошо, хорошо они идут и у немцев". Но справедлива и обратная истина, отмечает экономист Hypo Vereinsbank Андреас Реес, "стоит американской конъюнктуре чихнуть, как у немецкой экономики начинается насморк". "Насморк" может начаться уже во второй половине 2006 года и продолжиться в 2007 году, говорит эксперт. "Вопрос в том, какой силы он будет".
Мили и дюймы
Улучшению трансатлантической торговли могло бы способствовать устранение скрытых торговых барьеров: расхождений в метрической системе, в экологических нормах, в отдельных технологических областях. "Здесь регионы идут по разным дорогам, в убыток экономики и в ущерб потребителям", - говорит генеральный директор Торгово-промышленной палаты США в Германии Дирк Мюллер. Между тем, Германия с ее 80 миллионами потребителей для США, разумеется, важный рынок. Почти 4 процента американского экспорта идет в Германию, в минувшем году - на сумму более 40 миллиардов евро. Германия импортирует из США, главным образом, химическую продукцию и самолеты. Важнейшие торговые партнеры США по-прежнему - Мексика и Канада, а также Япония и Китай.
Спасение от банкротства
В последнее время увеличивается интерес инвесторов к Германии. Речь идет не только о стратегических капиталовложениях, говорит Мюллер, но и о финансовых инвестициях в немецкие фирмы, которые таким образом спасаются от банкротства, санируются и развиваются дальше. В общей сложности 120 миллиардов евро вложил американский капитал в примерно 2 тысячи немецких компаний, сообщил Мюллер, на эти деньги созданы 850 тысяч рабочих мест.
17 миллиардов евро инвестировали предприниматели США в восточные федеральные земли и создали здесь почти 40 тысяч рабочих мест. На территории бывшей ГДР обосновались после объединения Германии почти 400 американских компаний: не только крупные концерны, например, Dow Chemical и General Motors, Coca-Cola, E-Bay и Goodyear, ни малый и средний бизнес.
Доступное качество
Несколько факторов объясняют популярность восточных земель у американского капитала. Во-первых, это государственные субсидии: ЕС, федеральные власти Германии и сами восточные земли заманивают инвесторов налоговыми льготами и инвестиционными дотациями. Во-вторых, более дешевый и гибкий рынок труда. И, в-третьих, наличие высококвалифицированных специалистов в таких университетских центрах, как, например, Дрезден. Преимущества дает и географическое положение - близость к Восточной Европе открывает выход на новые перспективные рынки. И, что немаловажно в сравнении с другими странами, Германия гарантирует правовую и финансовую безопасность для капиталовложений.
Чиновники портят картину
Портят имидж Германии как рая для инвестиций не только мелочи: проблемы с курсами немецкого языка или признанием водительских прав. Германия по-прежнему имеет репутацию забюрократизированной страны. И - что немаловажно - налоги для предприятий здесь остаются одними из самых высоких в Европе.
Источник материала - BBCRUSSIAN.COM
Пятница, 14 июля 2006, 13:23
|