Глава компании "Роснефть" Сергей Богданчиков стал единственным представителем крупного бизнеса, который наравне с министрами и главами государств встретился с журналистами на саммите G8. Топ-менеджер рассказал о том, сколько потратил на покупку акций своей компании в ходе недавнего IPO. Инвестиционные планы Роснефти не предполагают сенсаций. Как прогнозировала газета ВЗГЛЯД, Сургутнефтегаз останется самостоятельной компанией.
Сергей Богданчиков ответил практически на все вопросы журналистов. А вопросов было очень много. В основном они касались покупки акций компании, дальнейших планах по приобретению новых активов и ситуации с иском к Роснефти со стороны миноритарных акционеров ЮКОСа. Господин Богданчиков с ответами не затруднялся. Если вопрос не нравился, топ-менеджер просто уходил в сторону.
Обошлись без стратегов
"Богданчиков уточнил, что на самом деле крупных инвесторов - три и никого из них нельзя назвать стратегическим " Глава Роснефти попытался прояснить ситуацию с новыми стратегическими инвесторами госкомпании, которые скупили половину от общего объема IPO. Но сделать это у топ-менеджера не получилось. Оказалось, что стратеги в капитале Роснефти не появились.
При этом, по неофициальной информации, стратегических инвесторов было четыре. Но Богданчиков уточнил, что на самом деле крупных инвесторов - три и никого из них нельзя назвать стратегическим. "Что касается четвертого инвестора, то назвать его не могу", - сказал глава Роснефти. Богданчиков уточнил, что три известных инвестора - это промышленные компании, а остальные - это банки.
Крупнейшие покупатели акций Роснефти - это малайзийская компания Petronas, купившая 10% от всех размещенных акций за 1,1 млрд. долларов, British Petroleum, купившая за 1 млрд. долларов 9% акций Роснефти, и китайский холдинг CNPC, заплативший 0,5 млрд. долларов за более чем 4% акций. На долю этих компаний пришлось 23% от общего числа размещенных акций Роснефти.
Сергей Богданчиков уточнил, что стратегического инвестора "пока у нас нет", пояснив, что стратегическим инвестором он называет того, кто имеет "существенную долю, как правило, 5%-ную от всего пакета акций компании". Однако он не исключил возможности того, что кто-либо станет таким инвестором, докупив акций на вторичном рынке.
Богданчиков рассказал, что западные институциональные инвесторы из 46 стран подали заявки более чем на 6 млрд. долларов, а российские инвесторы - еще на 1,6 млрд. Таким образом, если бы не было трех стратегических инвесторов, Роснефть все равно собрала бы нужную сумму. По количеству заявок на первом месте оказалась Великобритания, а на втором, вопреки прогнозам экспертов, США.
Менеджмент компании тоже участвовал в покупке акций. В том числе и сам Сергей Богданчиков. "Это какие-то доли процента", - не стал распространяться глава госкомпании.
По поводу дивидендной политики Богданчиков заметил, что компания "обещает платить, обращаю внимание, не менее 10% на период массированных инвестиций - это на период до 2009 года - и каждый год принимать отдельное решение по дивидендам исходя из того, насколько благополучен он будет в финансовом плане".
Сургутнефтегаз останется самостоятельным
От ЮКОСа Роснефть собирается получить как минимум 3,2 млрд. долларов, а максимум - 4,5 млрд. долларов
Юридические позиции Роснефти Сергей Богданчиков считает твердыми. "После приобретения Юганскнефтегаза минуло уже полтора года, это время бывшие владельцы Юганскнефтегаза обращались с различными исками в юрисдикции разных стран. И везде они эти иски проиграли", - заметил глава госкомпании. После чего Богданчиков добавил, что "уже начата процедура банкротства ЮКОСа", дав журналистам понять, что обсуждать эту тему он больше не намерен.
Во время брифинга в Петербурге начался сильнейший ливень, из-за которого в шатре, где проходят все конференции саммита, поднялся ужасный шум. Но глава Роснефти решил довести дело с журналистами до конца: подвинул микрофон и ответил на самый важный вопрос - какие компании Роснефть собирается купить в ближайшем будущем. Но потом оказалось, что он сорвал голос.
Инвестиционные планы компании не предполагают сенсаций. Сергей Богданчиков отметил, что в Европе пока объектов для инвестирования Роснефти нет. "Мы не собираемся в виде заводов и заправок с надписью "Роснефть" делать рекламу нашей компании". Сургутнефтегаз в Роснефти тоже не считают объектом поглощения. "Таких планов у нас нет, не было и не будет в будущем. Потому что мы не можем тратить деньги на покупки, которые принесут нам рентабельность в проекте ниже 20%. Сургутнефтегаз не попадает в это ранжирование", - уверяет топ-менеджер Роснефти.
Но возможность покупки лицензий и профильных компаний по всему миру Роснефть, тем не менее, собирается использовать. Потенциальный кандидат на поглощение - башкирские нефтеперерабатывающие заводы, акционером которых выступает АФК "Система". Богданчиков признал, что его компания испытывает необходимость в нефтеперерабатывающих мощностях. От ЮКОСа Роснефть собирается получить как минимум 3,2 млрд. долларов, а максимум - 4,5 млрд. долларов. "И здесь у нас есть несколько подходов. Первое - можно купить какие-то заводы ЮКОСа. Они плохие, никто в них деньги не инвестировал. Далее - башкирские заводы, они смотрятся гораздо лучше. Но у них есть собственники, с которыми мы пока не ведем прямых переговоров. Для нас они (башкирские заводы. - Ред.) представляют интерес".
"Изучаем башкирские заводы, но можем произучать абсолютно бесполезно - ответ может быть "не продается", - добавляет глава Роснефти. - Изучаем юкосовские заводы. Они могут быть выставлены на продажу, а может быть, процесс пойдет мирным путем - мировое соглашение и так далее, и тогда этих активов тоже не будет на рынке. Изучаем третий вариант - покупку мощностей, которые простаивают в Российской Федерации". Сергей Богданчиков уточнил, что сейчас простаивают мощности Сибнефти, ЮКОСа и других компаний.
Под конец брифинга глава Роснефти вернулся к обсуждению IPO. На вопрос корреспондента газеты ВЗГЛЯД, как он оценивает продажу части акций гражданам России и целесообразность подобной практики для других российских компаний, господин Богданчиков сказал, что хотя он и не знает, кому принадлежала эта идея, но она оказалась очень эффективной.
"Каждый день увеличивались и суммы покупок, и количество обращающихся граждан. В итоге они потратили 755 млн. долларов за несколько дней. Это большая сумма. Первые три дня население только раскачивалось. На самом деле мы абсолютно уверены, что если бы продажа продлилась, мы бы собрали миллиарда два. И знаете, по какой средней цене российские граждане покупали? Примерно по 160 тыс. рублей. Это очень интересный пример того, как заинтересовать людей инвестировать в собственную экономику. Главное, мы теперь не должны их разочаровать, их надежды на дивиденды и рост стоимости акций", - отметил топ-менеджер.
Кто из российских миллиардеров принял участие в IPO Роснефти, Сергей Богданчиков не уточнил. "Трудно назвать всех богатых людей, купивших акции Роснефти на сумму от 500 тыс. до 1 млн. долларов, поскольку многие из них сделали это через банки. Но одного из них вы знаете. Я заявился ближе к миллиону", - рассказал глава Роснефти. По неофициальной информации, заявку на приобретение 3% акций Роснефти подал губернатор Чукотки Роман Абрамович. Он готов потратить на покупку бумаг госкомпании порядка 160 млн. долларов.
Источник информации Деловая газета "Взгляд".
Среда, 19 июля 2006, 11:26
|