Вслед за вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) начнется и снижение пошлин на ввоз автомобилей. С 2008 по 2015 год они будут снижены с 25 до 15%. Эксперты отмечают, что снижение пошлин приведет к изменению структуры спроса, что повлечет усиление конкуренции в нижнем ценовом сегменте. В результате доля АвтоВАЗа, если завод не изменит стратегию, будет сокращаться еще быстрее.
В течение семи лет после вступления в ВТО пошлины на ввоз новых легковых автомобилей будут снижены с 25 до 15%, сообщил заместитель директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития России Андрей Кушниренко в пятницу на конференции "Автофорум-2006". Снижение пошлин начнется с января 2008 года и закончится в конце 2015 года. При этом основное снижение придется на последние три года, добавил он. Первые четыре года ставки будут снижаться на примерно один с небольшим процент. А в 2012 году будет введена единая ставка 20%. Наиболее активно ставка импортной пошлины будет сокращаться в оставшиеся три года, и к 2015 году она дойдет до 15%. При этом пошлины на подержанные иномарки за этот период снизятся с 25 до 20%. По мнению г-на Кушниренко, семилетний переходный период будет положительным для российских предприятий, для которых вступление в ВТО будет в принципе болезненным.
По мнению директора по развитию Auto-dealer.ru Олега Дацкива, снижение пошлин и вытекающее из него снижение цен на автомобили вряд ли серьезно подстегнет импорт. "Сегодня рост продаж тормозится прежде всего логистическими трудностями и ограниченностью квот, выделенных для России автопроизводителями", — пояснил эксперт.
Правда, по его мнению, в результате снижения пошлин изменится структура спроса. По словам директора по маркетингу дилерской компании Genser Ольги Михеевой, сегодня основная конкурентная борьба среди автопроизводителей происходит в ценовом сегменте 15—17 тыс. долл. в Москве и 10—12 тыс. долл. в регионах. По мнению г-на Дацкива, теперь автомобили более дорогих категорий станут дешевле и массовый покупатель сможет позволить себе более сложные и дорогие автомобили.
Сегодня, как пояснил Олег Дацкив, к цене автомобиля при его ввозе в РФ добавляется около 55% его стоимости. Из них 25% составляет сама импортная пошлина, 18% — НДС, а остальные 12% складываются из акцизного и других сборов. "Введение единой ставки 20% в 2012 году позволяет установить прозрачные и единые правила игры", — радуется эксперт.
В результате снижения пошлины с 25 до 15% автомобиль, который сегодня можно купить за 15 тыс. долл., подешевеет до 13 тыс. долл. В результате снижения пошлин конкуренция в низшем ценовом сегменте станет еще более жесткой, считает г-н Дацкив.
Таким образом, АвтоВАЗ продолжит терять свое основное конкурентное преимущество — низкую цену, считает аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков. "Конечно, за счет дилерской сети, лояльности к бренду в регионах, а также все еще более доступных цен, АвтоВАЗ не потеряет весь рынок, но доля его заметно сократится, — считает эксперт. — Если АвтоВАЗ не изменит свою стратегию, можно ожидать снижения его рыночной доли на 2—3% в год". Стоит напомнить, что еще в 2003 году волжский автозавод занимал 63% российского рынка, в то время как по итогам 2006 года его доля упадет ниже 40%.
ЮЛИЯ КАРУЛИНА
В ноябре 2006 года Россия завершила двусторонние переговоры по доступу на рынки товаров с 56 членами ВТО и по доступу на рынки услуг с 27 членами ВТО. В результате переговоров было достигнуто соглашение, что ни одна пошлина не уменьшается с даты присоединения РФ к ВТО, а либерализация тарифов по отдельным позициям осуществляется в течение переходных периодов от одного года до семи лет.
Источник "РБК-daily"
Понедельник, 27 ноября 2006, 16:50
|