Вице-президент "ЛУКОЙЛа" Леонид Федун объявил, что
компания покупает у ConocoPhillips сеть автозаправок,
работающих под торговой маркой Jet в Бельгии, Чехии,
Словакии, Польше, Венгрии и Финляндии.
Как сообщают "Ведомости" компания приобретает 376 АЗС, в том числе 156 - в Бельгии (8.3% розничного рынка), 44 - в Чехии (4%), 14 -
в Словакии (3.5%), 83 - в Польше (5%), 30 - в Венгрии
(4.3%) и 49 - в Финляндии (5.5%). В первых трех странах
"ЛУКОЙЛ" ранее не присутствовал, в Польше и Венгрии его
рыночные доли теперь вырастут до 6%, а в Финляндии - до
29%. Покупка АЗС позволит "Лукойлу" увеличить розничную
продажу нефтепродуктов за рубежом на 1.4 млн т в год, что
на 19% больше прогноза на 2006 г. Компания отмечает высокую
эффективность новых активов - среднесуточная реализация
топлива на заправках составляет 9.9 т, тогда как в среднем
по "ЛУКОЙЛу" - 7 т.
Сумму сделки компания не раскрывает. Вице-президент
"ЛУКОЙЛа" Александр Матыцын сказал журналистам, что сделка
должна быть согласована с европейскими регулирующими
органами. По его словам, пока не решено, под каким брендом
будут работать приобретаемые станции. Источник, знакомый с
ходом переговоров "ЛУКОЙЛа" и ConocoPhillips сказал, что
американцы предлагали своему партнеру еще 69 АЗС в Дании,
40 - в Норвегии и 163 - в Швеции. "Вероятно, "ЛУКОЙЛ"
выбрал лучшее", - предполагает собеседник.
"Это приобретение вполне укладывается в стратегию
"ЛУКОЙЛа" по сокращению экспорта сырья в пользу продаж
нефтепродуктов, в том числе и через собственные розничные
сети", - говорит аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров.
По его оценке, сети могут обойтись "ЛУКОЙЛу" в 400-500 млн
долл. А Андрей Федоров из "Альфа-банка" одну АЗС оценивает
в среднем в 1.7 млн долл., всю покупку - в 640 млн долл. Он
отмечает, что показатель среднесуточной продажи на этих
заправках очень неплох для Европы.
Л.Федун также заявил, что "ЛУКОЙЛ" рассматривает
возможность приобретения нефтеперерабатывающего завода в
Бельгии, и не исключил, что компания войдет в капитал
чешской Unipetrol. Источник в "ЛУКОЙЛе" уточнил, что в
последнем случае речь идет не о самой Unipetrol, а о ее
"дочке" Ceska Rafinerska, в которую входят два НПЗ
(Litvinov и Kralupy) общей мощностью 8.3 млн т нефти в год.
ConocoPhillips в этой компании принадлежат 16.33% акций, и
американцы ведут переговоры с "ЛУКОЙЛом" о продаже этой доли.
По мнению А.Федорова, из пяти бельгийских НПЗ по своему
техническому уровню интерес для "ЛУКОЙЛа" могут
представлять только два. Они расположены в Антверпене, и
один из них принадлежит ExxonMobil (14 млн т нефти в год),
другой - Total (18 млн т). По оценке эксперта, каждый из
них должен стоить не менее 2 млрд долл. "Мы не комментируем
рыночные слухи", - сказал представитель пресс-службы Total
Поль Флорен.
"Слишком много было неудачных попыток "ЛУКОЙЛа" купить
НПЗ в Европе, - напоминает В.Нестеров из "Тройки Диалог". -
Это и Гданьский НПЗ в Польше, и Mazeikiu nafta в Литве, и
Hellenic Petroleum в Греции, и совсем недавно Europort в
Нидерландах". Поэтому, полагает он, трудно представить, что
нечто подобное удастся "ЛУКОЙЛу" теперь. По мнению
В.Нестерова, эти неудачи имеют как экономическое объяснение
- нефтепереработка сейчас очень выгодна, а значит, и
дорога, так и политическое - в Европе очень настороженно
относятся к экспансии российских компаний.
Источник материала МФД-Инфоцентр.
Вторник, 12 декабря 2006, 10:32
|