Капитализация российского рынка за 2006 год почти удвоилась, превысив 1,1 трлн долл. Это произошло за счет роста котировок ценных бумаг и выхода новых компаний на биржевые площадки. В 2007 году рынок вырастет за счет размещений ОАО "Российские железные дороги", ВТБ и Объединенной авиастроительной компании.
В уходящем году прошло самое большое число IPO в России. Почти половину увеличения капитализации рынка обеспечил выход на рынок новых компаний. За 2006 год только они добавили рынку 211 млрд долл. Вообще за 2006 год суммарная стоимость российского рынка акций увеличилась почти вдвое — на 92%, более чем до 1,1 трлн долл. Рынки немногих стран могли похвастаться столь стремительными темпами роста. По итогам этого года весь мировой рынок акций стал дороже только на 21%. При этом рыночная стоимость всех компаний еврозоны увеличилась на 37%, а США — всего на 11%. Соперничать с Россией по темпам роста могли бы только Бразилия с ее 49% увеличения капитализации, Индия, чей рынок увеличился на 43%, и, конечно, Китай. Стоимость компаний континентальной части Китая увеличилась за год на 170%. Впрочем, если учитывать гонконгские компании, то рост капитализации будет намного больше.
Одна лишь "Роснефть", проведшая IPO этим летом, стоит сейчас больше, чем нефтегазовый гигант ЛУКОЙЛ, — 83 млрд долл. Также свои акции выпустили в обращение "Полюс Золото" (текущая стоимость компании 9 млрд долл.), Трубная металлургическая компания (7 млрд долл.) и многие другие. Из первой сотни российских лидеров по капитализации 22 компании вышли на рынок в этом году. Их общая стоимость равна 145 млрд долл. Всего же в России котировальные списки РТС и РТС Board за 2006 год увеличились на 355 новых компаний, что составляет почти 40% от общего объема листингов на начало года.
Говоря о бурном росте стоимости русского рынка акций, нельзя забывать и про укрепление рубля, которое могло добавить рынку дополнительно 7—8% стоимости. Номинальный курс рубля к доллару поднялся в 2006 году на 7,5%. Рост реального курса российской валюты по отношению к доллару был значительно сильнее за счет более высокой инфляции. Это могло добавить еще 6—8% стоимости рынка.
Однако начальник аналитического департамента ИК "Брокеркредитсервис" (БКС) Максим Шеин уверен, что эти параметры не играли ведущей роли при росте стоимости российских акций: "Укрепление рубля за истекший год не превысило 5—6%, соответственно и реальный вклад подорожания рубля в дело роста капитализации российского рынка не превышает этих 5—6%". Главная причина роста стоимости российских акций, с его точки зрения, — рост их ликвидности, который стал результатом повышения открытости российских компаний. По мнению главного экономиста HSBC Александра Морозова, еще одним важным поводом для роста размеров российского рынка стали либерализация торгов акциями "Газпрома" и валютная либерализация.
Традиционный сырьевой фактор ослабил влияние на рынок. По итогам первых трех кварталов доходы российских компаний увеличились почти на треть. Причем влияние нефтяных цен и нефтяных компаний на этот процесс было незначительным. По данным Госкомстата, увеличение прибылей организаций, занимающихся добычей топливно-энергетических полезных ископаемых, за три квартала 2006 года составило всего 12%. В то же время гораздо быстрее росли доходы предприятий перерабатывающего сектора, связи и транспорта.
В будущем темпы роста российского рынка также могут остаться высокими. Во-первых, судя по консенсус-прогнозу, акции российских компаний должны подорожать в ближайшие 12 месяцев примерно на 7—10%.
Однако ожидания всех опрошенных РБК daily аналитиков еще выше. По оценкам Александра Морозова, консервативным сценарием развития будет рост стоимости российских акций за год на 20%. А Валерий Петров, главный управляющий директор УК "Альфа-Капитал", уверен, что в следующем году вполне можно ожидать роста стоимости рынка российских акций на 25—30%. А "второй эшелон", по прогнозу ИК БКС, может показать и 30—50% роста.
В будущем году на российском рынке ожидаются новые IPO, которые привлекут внимание инвесторов. На фондовые площадки собираются выйти как небольшие игроки, так и крупные компании: ОАО "Российские железные дороги", ВТБ и Объединенная авиастроительная корпорация.
Источник "РБК-daily"
Среда, 27 декабря 2006, 10:30
|