Власти Японии создают льготную систему страхования инвестиций в разработку энергетических ресурсов за границей. Как сообщило во вторник Министерство экономики и промышленности страны, это позволит частному бизнесу активнее участвовать в проектах по добыче нефти и природного газа. Одна из важных задач японского правительства — увеличение импорта "черного золота" из перспективных регионов нефтедобычи, включая Африку и Россию.
Льготная система страхования инвестиций один из элементов программы повышения конкурентоспособности японского бизнеса за рубежом. Согласно этой программе, государственному страхованию подлежат частные инвестиции в размере до 300 млрд иен (2,5 млрд долл.), причем тарифы на этот вид страхования будут на 75% ниже, чем при страховании других внешнеторговых операций. Новый порядок вступит в силу в апреле.
Сейчас две трети потребностей Японии в нефти обеспечивается за счет импорта. В 2006 году Япония ввезла 1,53 млрд барр. нефти. Несмотря на то что Токио предпринимает усилия по диверсификации источников поставок, основным регионом добычи остается Ближний Восток. Его доля в импорте в 2005 году составила 90%, в 2006-м 89,2%. Японцам вряд ли удастся в ближайшее время изменить ситуацию, уверены эксперты. Речь может идти лишь о переориентировании инвестиционных потоков внутри региона, например из Ирана в Ирак. Однако для работы в "горячих" точках частным инвесторам нужен хороший стимул.
Токио надеется привлечь внимание бизнеса и к таким важным регионам нефтедобычи, как страны Африки и Россия, и дать ему возможность чувствовать себя уверенно в ходе конкурентной борьбы на этих рынках. Угроза номер один экспансия китайских компаний, инвестиционная политика которых в силу ряда объективных причин активизировалась. "Китайская экономика растет гораздо большими темпами, потребность в энергоресурсах увеличивается с каждым годом, сказал РБК daily эксперт ИГ "Атон" Артем Кончин. Японская же экономика на протяжении многих лет находилась в стагнации, из которой вышла лишь полгода назад".
О большей активности китайских компаний по сравнению с японскими говорят, например, темпы увеличения импорта "черного золота" из России. Поставки нефти из РФ в Японию в 2006 году выросли всего на 3,5%, до 11 млн барр., в то время как в Китай по железной дороге на 27,5%, до 76,3 млн барр. "В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в последние годы мы видим большую активность Индии, Китая, Южной Кореи, отметил в беседе с РБК daily эксперт ИК "Тройка Диалог" Валерий Нестеров. Японское участие поначалу также было значительным участие в двух проектах "Сахалин", но после вхождения в проект "Сахалин-2" "Газпрома" оно серьезно снизилось".
Новые льготы по страхованию инвестиций должны подогреть интерес частного японского бизнеса к российским проектам. Впрочем, некоторые эксперты задаются вопросом, готова ли к этому сама Россия. "Японцы, например, так и не приняли участия в реализации нефтепровода Восточная Сибирь Тихий океан, даже посредством займов и поставки труб", напомнил Валерий Нестеров. "В России по сути пока не так много проектов, к которым японцы могли бы подключиться", подчеркнул в беседе с РБК daily эксперт ИК "Ренессанс Капитал" Роман Елагин.
ВЛАДИМИР ПАВЛОВ
Источник "РБК-daily"
Среда, 21 февраля 2007, 13:40
|