Китай, претендующий на поставки начиная с 2009 года по 30 млрд куб. м туркменского газа в год, опасается невыполнения обязательств со стороны новых властей Туркмении. Причиной для беспокойства со стороны Китая является отсутствие подписанного контракта на поставку туркменского газа и заинтересованность ЕС и России в нарушении обязательств со стороны Туркмении.
Борьба между Россией, Китаем, Евросоюзом и другими заинтересованными сторонами за туркменский газ развернулась задолго до кончины президента Туркмении Сапармурата Ниязова. В начале прошлого года Россия стала делать все возможное, чтобы сохранить монополию на поставки газа в Европу за собой и не допустить прямых поставок туркменского газа в ЕС, который рассматривал возможность диверсификации поставок газа с помощью в том числе Туркмении.
Тогда ради увеличения объема закупок туркменского газа с 7 до 30 млрд куб. м в год "Газпром" повысил цену на первое полугодие 2006 года с 40 до 65 долл., а в сентябре глава монополии Алексей Миллер и Сапармурат Ниязов подписали соглашение о закупке "Газпром экспортом" по цене 100 долл. за 1 тыс. куб. м дополнительных 12 млрд куб. м газа в 2006 году и по 50 млрд куб. м ежегодно в 2007—2009 годах. Это означает, что за весь контракт "Газпром" отдаст 16,2 вместо 10,53 млрд долл.
Но покойный президент был известен тем, что любил вести одновременные переговоры с разными сторонами о продаже одного и того же газа. И в минувшем году он также подписал контракт не только с "Газпромом", но и с Китаем, пообещав ему 30 млрд куб. м газа начиная с 2009 года. Кроме того, Туркменбаши проявлял интерес к проектам строительства газопроводов на юг — через Афганистан и Пакистан или через Иран. После смерти Ниязова повод для беспокойства появился сначала у "Газпрома", стремящегося скупить весь среднеазиатский газ, поскольку по каким-то причинам компания не подписала долгосрочный договор с Туркменией до 2030 года, о чем ранее говорил Туркменбаши. А согласно подписанным контрактам, "Газпром" сможет контролировать ресурсную базу региона только до 2010 года.
Но Китай, как выяснилось, также опасается, что выполнение новым руководством Туркмении обязательств перед Россией по поставкам газа негативно отразится на китайских интересах в этой сфере. Монополизация Россией импорта газа из Туркмении представляет собой опасность для планов Китая по импорту газа из этой страны, сообщил специализированный сайт китайской нефтегазовой отрасли "Чжунго шию ван".
В сообщении отмечается, что если Туркмения в соответствии с подписанным с Россией контрактом в течение 20 лет будет в приоритетном порядке поставлять весь газ России, это нанесет ущерб планам Китая по закупке туркменского газа. В то же время весной 2006 года Ниязов во время визита в Китай принял обязательства поставлять в Китай начиная с 2009 года по 30 млрд куб. м газа ежегодно. Как выяснилось, положение Китая с закупками туркменского газа неопределенное, так как Ниязов перед своей кончиной не успел подписать с Китаем соответствующий контракт.
Как отметил глава Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев, конкретного контракта действительно не было, тем не менее, по его словам, тех протоколов и намерений, которые были озвучены и подписаны на межправительственном уровне, достаточно для того, чтобы говорить об их преемственности у новой власти. "Я уверен, что никаких проблем не будет", — добавил он. Для Китая имеет принципиальное значение, чтобы Туркмения оставалась в рамках договоренностей, подчеркнул он, отметив в то же время, что сегодня в Китае потребность в газе большая, но поставка энергоносителей туда довольно диверсифицированна, поэтому если вдруг договоренность о поставках туркменского газа будет нарушена, то никакой катастрофы не будет.
ЕКАТЕРИНА ЦЫРЛИНА
Источник "РБК-daily"
Вторник, 27 февраля 2007, 12:21
|