Поздно вечером в понедельник совет директоров французско-германского авиакосмического холдинга European Aeronautic Defence & Space Co. (EADS) наконец одобрил план вывода из затянувшегося кризиса принадлежащего ему производства гражданских самолетов Airbus, которое уже начало проигрывать конкурентную борьбу американской компании Boeing. Программа Power8, о деталях которой никак не могли договориться основные акционеры, предусматривает перераспределение производственных заказов в рамках проектов А380 и А350. Этот вопрос был одной из главных причин разногласий между ФРГ и Францией, в которых расположены основные заводы Airbus.
После затяжных политико-экономических дебатов вокруг дальнейшей судьбы Airbus, в которых успели поучаствовать канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Жак Ширак (на их встрече в пятницу ситуация с EADS была темой номер один), странам наконец удалось добиться баланса по всем параметрам Power8. В штаб-квартире EADS в Амстердаме РБК daily заявили, что совет директоров "единогласно одобрил план Power8".
Необходимость срочного оздоровления европейской компании стала очевидной после возникновения непредвиденных технических затруднений при строительстве новых двухпалубных самолетов А380. Результатом этого проекта должно было стать массовое производство самого большого гражданского авиалайнера в мире. Однако Airbus был вынужден на два года отложить поставки A380 заказчикам, среди которых мировые лидеры авиаперевозок. Задержки вылились в штрафные санкции в отношении Airbus и стали причиной роста стоимости сборки. Проблемы с производством A380 также позволили основному конкуренту Airbus, американской корпорации Boeing, в 2007 году выйти на первое место по количеству заказов на новые самолеты.
9 марта у компании запланировано обнародование годового отчета, и акционеры вместе с заказчиками с дрожью ожидают этой даты. Несколько месяцев на EADS давили со всех сторон, призывая покончить с неопределенностью относительно дальнейших планов.
Программа Power8 призвана снизить производственные издержки, минимизировать негативное влияние падающего курса доллара (снижение составило 35% с момента запуска проекта А380) и обеспечить необходимые для развития инвестиции. При этом Ангела Меркель и Жак Ширак заявили, что план реструктуризации, безусловно, нарушит текущее соотношение рабочих мест и технологических "ноу-хау" между странами. Но, как отметили лидеры государств, менеджмент EADS волен самостоятельно выбирать, какими методами Airbus будет сопротивляться растущему конкурентному давлению со стороны Boeing, что, по их мнению, является главной задачей авиапроизводителя.
Power8 также предусматривает сокращение более 10 тыс. рабочих мест во Франции, Германии, Испании и Великобритании до 2010 года. В среду EADS планирует обсудить грядущие преобразования с главным профсоюзом компании европейским рабочим советом Airbus.
Основой внутренних разногласий между Германией и Францией, мешавших сторонам побыстрее принять Power8, было перспективное размещение до 2013 года производств в рамках проекта дальнемагистрального самолета А350, который Airbus создает в качестве противовеса американскому Boeing 787. Оба лайнера станут своеобразным прорывом в авиатехнологиях: при их постройке планируется активнее использовать легкие материалы на основе углеволокна вместо привычного алюминия. Для Франции и Германии, где находятся основные сборочные предприятия и поставщики, это означало борьбу за размещение новых мощностей Airbus у себя.
РОМАН КИРИЛЛОВ
Источник "РБК-daily"
Среда, 28 февраля 2007, 14:05
|