"Газпром" готовит к реализации ряд проектов с использованием принципов проектного финансирования. Наиболее масштабным из них станет строительство подводного участка газопровода Nord Stream. Аналитики считают, что, несмотря на то что задолженность по проекту будет консолидирована на балансе группы "Газпром", поскольку ей принадлежит контрольный пакет, а долг будет выплачиваться "Газпром экспортом" как единственным плательщиком транспортного тарифа, применение методов проектного финансирования для реализации этого проекта вполне целесообразно.
Проектное финансирование — относительно новый инструмент для "Газпрома", говорится в корпоративном журнале компании, поэтому на подготовку и обкатку документации, апробирование бизнес-процессов на практике требуется время. Впервые "Газпром" использовал элементы проектного финансирования при строительстве газопровода "Голубой поток", сейчас по такой схеме реализуется проект "Сахалин-2", контрольный пакет в котором монополия получит в ближайшее время. В конце прошлого года правление газового концерна утвердило специальный регламент, позволяющий реализовывать подобные схемы. После чего, как полагают в компании, процесс разработки и принятия решений с их использованием упростится.
Сейчас "Газпром" готовит к реализации ряд проектов с использованием принципов проектного финансирования. В сфере добычи к ним относится разработка участка 1А ачимовских отложений Уренгойского газоконденсатного месторождения (ГКМ) и Ныдинского участка Медвежьего ГКМ. В частности, новые инвестиции на Уренгойский проект планируется привлекать после перехода к промышленной эксплуатации под залог поступлений по сервисному контракту между "Ачимгазом" и "Уренгойгазпромом".
Самым масштабным проектом, в котором планируется использовать схему проектного финансирования, является строительство подводного участка газопровода Nord Stream. Участники проекта предоставят до 30% необходимого финансирования в виде собственных средств, а также дадут гарантии завершения строительства пропорционально своим долям участия. Остальные ресурсы предполагается взять в кредит у коммерческих банков и под гарантии агентств экспортного кредитования. До момента завершения строительства обеспечением будут служить гарантии акционеров, а после запуска газопровода в эксплуатацию кредиты предполагается погасить за счет платежей за транспортировку газа.
"Особенность проекта Nord Stream заключается в том, что "Газпром" имеет в нем контрольный пакет акций, а это означает, что задолженность по проекту будет консолидирована на балансе группы "Газпром", — отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Кроме того, поскольку единственным поставщиком газа по этому газопроводу, а значит, и единственным плательщиком транспортного тарифа будет "Газпром экспорт", то за его счет будет выплачиваться долг проектной компании". Но даже с учетом данных факторов, принимая во внимание масштаб и стратегическую важность проекта, применение методов проектного финансирования для его реализации вполне целесообразно, считает эксперт.
По мнению Андрея Громадина из МДМ-Банка, для строительства Nord Stream вполне могут быть применены данные схемы: "Проект самостоятельный, фактически интернациональный, что означает, что его риски вполне могут быть оценены ниже, чем у "Газпрома". В целом же "Газпром" может использовать проектное финансирование в реализации сложных проектов, на которые в рамках инвестпрограммы средств не находится, добавил аналитик.
ЕКАТЕРИНА ЦЫРЛИНА
Источник "РБК-daily"
Вторник, 3 апреля 2007, 17:00
|