После сообщений о росте грузооборота ОАО "Восточный порт" появилась надежда, что негативная тенденция прошлого года на снижение доходов будет переломлена. Однако, как выяснилось, в 2006 году чистая прибыль снова уменьшилась. Только теперь не в два с половиной, а почти в четыре раза. По оценке участников рынка, порт может показать рост доходов, но для этого им надо весьма осторожно инвестировать и активно наращивать перевалку грузов.
ОАО "Восточный порт" (Находка) — самая большая стивидорная компания на территории крупнейшего на Дальнем Востоке Восточного порта. 75,28% акций принадлежат офшорной компании Eastern Stevedoring Holdings Corp., 19,99% — государству. По неофициальным данным, порт контролируется ОАО "Кузбассразрезуголь". В прошлом году Восточный порт обработал 16,1 млн т грузов, что на 4% больше, чем в 2005 году. 95,3% общего грузооборота пришлось на экспорт угля.
Согласно официальному сообщению компании, в 2006 году чистая прибыль ОАО "Восточный порт" по РСБУ снизилась в 3,7 раза — до 90,04 млн руб. по сравнению с 330,34 млн руб. годом ранее. Это падение не только продолжило, но и усилило тенденцию 2005 года. Тогда "Восточный порт" снизил чистую прибыль в 2,6 раза, а выручку — на 17,7%, до 1,46 млрд. руб. Ни в самом "Восточном порту", ни в "Кузбассразрезугле" РБК daily получить комментарий не удалось. По мнению аналитиков, столь серьезное снижение чистой прибыли могло быть вызвано несколькими причинами. "Снижение прибыли не связано с уменьшением выручки, так как по итогам 2006 года порт увеличил перевалку грузов, а о снижении стоимости услуг по перегрузке речи в настоящее время не идет, — сказал РБК daily аналитик ИБ "Траст" Евгений Шаго. — Скорее всего, как и годом ранее, порт столкнулся с опережающим ростом себестоимости перевалки грузов. Так, в 2005 году при падении выручки почти на 18% себестоимость выросла на 5%. Наибольшую долю в себестоимости занимают расходы на персонал, составляющие до 45% затрат, можно предположить, что выросли именно они".
Косвенно об этом может свидетельствовать тот факт, что в феврале акционеры Восточного порта утвердили передачу полномочий единоличного исполнительного органа порта управляющей компании "Транстерминалсервис". По неподтвержденным данным, одной из причин реорганизации стали действия бывшего гендиректора порта Максима Довольнова. По сообщению региональных СМИ, не без его участия из бюджета порта были выведены значительные суммы.
В то же время аналитики агентства InfraNews не исключают, что причиной падения прибыли могли стать и сделанные портом инвестиции. Однако до выхода годового отчета вложения порта в прошлом году оценить невозможно. Свой вклад могло внести и укрепление рубля. "Тарифы на переработку грузов для российских портов в ряде случаев номинируются в долларах США, а все текущие расходы осуществляются в рублях, — сказал РБК daily аналитик ИК "Финам" Владимир Сергиевский. — Негативная динамика курса доллара по отношению к рублю могла стать одним из факторов сокращения чистой прибыли компании".
В текущем году удержаться на плаву "Восточный порт" может только приложив немалые усилия. "Скорее всего себестоимость услуг порта продолжит расти и в 2007 году, — говорит Евгений Шаго. — Единственный способ преодолеть тенденцию к снижению рентабельности — увеличивать перевалку грузов, одновременно повышая эффективность труда. Существующих темпов роста перевалки грузов явно недостаточно". По словам аналитика Rye, Man & Gor Securities Олега Судакова, в этом году отгрузка угля на экспорт в Азию будет расти, однако даже в этих условиях прибыль порта может серьезно упасть, если будут проведены инвестиции в развитие перевалки.
Источник "РБК-daily"
Среда, 4 апреля 2007, 15:36
|