ОАО "ЛУКОЙЛ" ведет переговоры о покупке еще одного нефтяного терминала в Турции. Об этом во вторник сообщил первый вице-президент компании Владимир Некрасов. В ноябре 2006 года компания приобрела хранилище близ турецкого поселка Ярмджа, рассчитанное на 10 тыс. т нефти. На этот раз речь идет о еще более крупном терминале, объем которого может составить 20 тыс. т.
Владимир Некрасов отметил, что приобретение нового нефтехранилища в Турции может быть совершено ЛУКОЙЛом до конца этого года. По его словам, компания сейчас изучает экономическую целесообразность сделки, исходя из того, что она должна окупиться не более чем за шесть лет. Г-н Некрасов не стал уточнять, где расположен планируемый к покупке терминал. Между тем некоторые аналитики считают, что он может находиться в провинции Зонгулдак, на турецком побережье Черного моря, где ЛУКОЙЛ ранее собирался строить собственный нефтеперерабатывающий завод.
В настоящее время проект строительства НПЗ в Зонгулдаке заморожен. Как пояснили РБК daily в пресс-службе ЛУКОЙЛа, компания посчитала более выгодным сегодня не строить новый завод, а увеличить объемы переработки нефти на НПЗ "Нефтохим-Бургас" (Болгария) с 7,5 млн до 10 млн т нефти в год. Таким образом, терминал близ поселка Ярмджа, а также новое нефтехранилище, если его покупка состоится, будут наполняться нефтью и нефтепродуктами, доставляемыми из Бургаса. Затем топливо из терминалов будет отправляться на турецкие АЗС ЛУКОЙЛа.
Именно расширением сети АЗС в Турции ЛУКОЙЛ планирует заняться в ближайшее время. Сегодня сеть ЛУКОЙЛа в этой стране насчитывает 15 АЗС, но к концу года, по словам Владимира Некрасова, число станций возрастет до 50—100. Аналитик банка "Уралсиб" Алексей Кормщиков считает, что ЛУКОЙЛу будет нетрудно существенно расширить сеть своих АЗС в Турции, выкупив часть заправочных станций у других участников рынка. Владельцами крупных сетей АЗС в Турции являются ВР, Shell, Agip, Petrol Ofisi. В прошлом году турецкая пресса сообщала об интересе ЛУКОЙЛа к АЗС компании M Oil.
При этом президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов заявлял ранее, что компания может поставлять на турецкий рынок до 2 млн т светлых нефтепродуктов в год. По оценкам экспертов, такой объем поставок позволит обеспечить топливом около 500 АЗС.
Впрочем, для поставок нефтепродуктов в таком объеме мощности нефтехранилища близ Ярмджи ЛУКОЙЛу не хватит, поэтому, очевидно, и начаты переговоры о покупке нового терминала. Учитывая, что Ярмджинское хранилище было приобретено ЛУКОЙЛом за 21,5 млн долл., аналитики полагают, что новый терминал, в два раза превосходящий первый по объему, может быть куплен за сумму около 40 млн долл.
Вместе с тем Алексей Кормщиков уверен, что ЛУКОЙЛ не оставит намерений по развитию собственной нефтепереработки на территории Турции. Компания может вернуться к проекту строительства НПЗ в Зонгулдаке, а также приобрести доли в ряде других, уже существующих на территории Турции. В марте этого года появились слухи, что ЛУКОЙЛ ведет переговоры с Tupras о приобретении ряда активов, однако ни российская, ни турецкая сторона эту информацию не подтвердили. Тем не менее редактор ИА RusEnergy Игорь Ивахненко полагает, что такие сделки вполне могут состояться.
Аналитик RusEnergy подчеркивает также, что, даже отказавшись от постройки НПЗ в Турции, ЛУКОЙЛ может серьезно укрепить свои позиции в регионе. "В некоторых странах ЛУКОЙЛу лучше построить собственное предприятие, в том числе и из стратегических соображений, но можно использовать и уже имеющийся завод. А где-то ЛУКОЙЛ может вообще ограничиться сбытом нефтепродуктов, и это будет экономически выгодно для компании", — резюмирует он.
АНАСТАСИЯ КРАСИНСКАЯ
Источник "РБК-daily"
Среда, 4 апреля 2007, 17:08
|