Второй по величине российский банк - ВТБ - готов потратить на проведение IPO около 4 млрд рублей. Об этом говорится в опубликованном накануне проспекте эмиссии акций банка. Большую часть этих средств (3,2 млрд руб.) получат консультанты и банки-организаторы - Deutsche Bank, Citigroup, Goldman Sachs и "Ренессанс Капитал". Еще 750 млн рублей ВТБ планирует потратить на рекламу, маркетинг и road show. Расходы, связанные с раскрытием информации, в том числе по изготовлению брошюр и другой печатной продукции, могут составить 15 млн руб.
Между тем, как замечают эксперты, такие колоссальные затраты на рекламу могут привести к обратному результату, вызвав у потенциальных инвесторов реакцию отторжения. По оценке инвестиционных банкиров, обычно затраты на проведение премаркетинга и road show, включающие в том числе транспортные расходы группы аналитиков, организацию встреч с потенциальными инвесторами, составляют максимум 2-3 млн долларов. ВТБ же планирует пустить на эти цели сумму, сопоставимую с готовым бюджетом крупнейших компаний потребительского сектора мировых брендов.
"Я не знаю, какое будет содержание рекламного сообщения ВТБ, но, учитывая объем затрат на рекламу IPO, можно предположить, что ожидается серьезная агрессия в отношении физических лиц, - заявила газете "Коммерсантъ" гендиректор рекламного агентства "Муви" Екатерина Селявина. - Если так навязывать услугу, вместо интереса она вызовет настороженность. Например, проводящий слишком агрессивную рекламную политику Ситибанк меня как потребителя данного продукта только отпугивает".
Генеральный директор рекламного агентства EuroPublicity Вадим Кудряшов также заметил, что 750 млн рублей - слишком избыточный бюджет даже для такой масштабной кампании, преследующей стратегические цели. Для сравнения, "Роснефть" и Сбербанк на продвижение своих акций среди населения потратили по 5 млн долл. В эту сумму входили затраты на размещение рекламы и пояснительных материалов в СМИ, в том числе на радио и ТВ. "Не знаю, зачем тратить такие деньги на выполнение государственной воли, если государство - это те же налогоплательщики",- сообщил в интервью "Коммерсанту" директор по закупкам рекламы агентства Promedia Владимир Ризов.
Вместе с тем исполнительный директор ФК "Уралсиб" Александр Вихров в беседе с газетой РБК daily назвал сумму вполне адекватной, "поскольку ВТБ вкладывает в рекламную кампанию средства, которые будут потрачены на создание рынка частных инвесторов и продвижение фондового рынка".
"Доля в размере 18% от общего бюджета расходов на IPO - это вполне адекватная сумма. В абсолютных значениях ее сложно оценить, нужно видеть рекламный план, - отметила вице-президент Бинбанка, председатель комитета по информационной политике АРБ Камилла Спенс. - Наверняка банк ВТБ будет размещать рекламу на ТВ, а она сейчас очень дорогая: стоимость одной минуты на федеральных каналах порой доходит до 50 тыс. долларов".
"Сумма достаточно значительная, но, думаю, она соответствует размерам банка и его положению на рынке", - считает и руководитель центра общественных связей Агентства по страхованию вкладов Александр Загрядский, ранее работавший в ВТБ.
Напомним, что IPO ВТБ запланировано на начало мая 2007 года. Согласно проспекту эмиссии акций ВТБ, зарегистрированному Банком России, объем допэмиссии составит 17,343 млрд руб. Банк намерен разместить 1 734 333 866 664 акции банка номиналом 0,01 руб. каждая. При этом до 50% акций банка будет размещено в России, остальные - на мировом рынке. В настоящее время уставный капитал банка состоит из 5,2 трлн акций. Таким образом, уставный капитал ВТБ будет увеличен на 30%, а доля допэмиссии в увеличенном капитале составит 25%. Обыкновенные акции ВТБ пройдут листинг на ММВБ, РТС и Лондонской фондовой бирже.
Подать заявку на приобретение акций частные инвесторы смогут уже с начала следующей недели. Сделать это можно будет в офисах ВТБ и ВТБ24 более чем в 100 городах России вплоть до 7 мая 2007 года. В этот период, по словам президента ВТБ Андрея Костина, офисы банка будут работать без праздничных и выходных дней. Минимальный объем заявки со стороны физлица составит 30 тыс. руб. Максимальный объем не ограничен, однако если он превысит 10 млн руб., потребуется предоставление ряда справок.
Источник материала РИА "РосБизнесКонсалтинг".
Четверг, 5 апреля 2007, 13:24
|