Родившуюся еще в XIX веке идею соединить Россию с Америкой могут попытаться претворить в жизнь уже в наше время. В конце апреля в рамках конференции "Мегапроекты Востока России" состоится обсуждение проекта создания мультитранспортного коридора Евразия — Америка через Берингов пролив. По мнению разработчиков этой концепции, претворение этих планов в жизнь позволит России стать мировым центром грузовых перевозок. Однако стоимость этого проекта, оцениваемая в 55 млрд долл., делает перспективу его реализации туманной.
Идея соединения России и Америки через Берингов пролив впервые прозвучала в конце XIX столетия и неоднократно обсуждалась в XX веке. Разрабатывались различные варианты трассы, в том числе направляемые от Якутска через Магадан к Берингову проливу. Несмотря на то что эта идея до сих пор оставалась только на бумаге, эту концепцию вновь пытаются претворить в жизнь.
По данным РБК daily, 24 апреля в рамках конференции "Мегапроекты Востока России" будет подготовлено обращение к главам России, США и Канады с предложением подписать совместное межгосударственное соглашение об изучении и реализации проекта создания мультитранспортного коридора Евразия — Америка через Берингов пролив.
Инициатором и координатором международной программы исследований по разработке проекта с российской стороны является Совет по изучению производительных сил (СОПС) при Российской академии наук.
"Проект предусматривает соединение Евразии и Америки через Берингов пролив системой коммуникаций, включающей трансконтинентальную железную дорогу, автомобильную магистраль, сверхмощную линию электропередачи, газо- и нефтепроводы и оптоволоконные линии связи, — рассказали РБК daily в оргкомитете конференции. — Протяженность мультитранспортного коридора составит около 6 тыс. км (4 тыс. км по российской территории, 2 тыс. км — по американской), в том числе около 110 км туннеля".
Стоимость проекта оценивается примерно в 55 млрд долл., а срок его реализации — 12 лет. "В настоящее время проводится уточнение структуры проекта, в том числе перспективы создания трансконтинентальной системы железнодорожной и автомобильной магистралей, системы трансконтинентальных трубопроводов, линий электропередачи и оптоволоконной связи", — пояснили РБК daily в оргкомитете. По мнению инициаторов проекта, благодаря его реализации Россия получит возможность стать центром мировых перевозок, поскольку в настоящее время две трети грузооборота Европа — США — Азия идет морским путем. Ожидается, что масштабное строительство мультитранспортной сети благоприятно скажется на интенсивном развитии регионов Сибири и Дальнего Востока. "Проект открывает доступ к использованию крупнейшего в мире потенциала гидроресурсов Востока России и Северо-Запада США и Канады. Строительство вдоль маршрута ГЭС и двух приливных станций на Пенжинской губе и в заливе Кука позволяет создать российско-американский энергомост мощностью 10 ГВт, — добавили в оргкомитете. — Реализация проекта откроет доступ российским компаниям к удаленным месторождениям и позволит вовлечь разведанные природные ресурсы в мировую экономику".
Взгляды на перспективы реализации данного проекта неоднозначные. В большинстве транспортных ведомств и организаций, куда обратилась РБК daily, вообще предпочли воздержаться от комментариев. Впрочем, зампредседателя СОПС, член-корреспондент РАН Виктор Разбегин уверен, что "с учетом тех экономических, геополитических и технологических реалий, которые сложились к началу 2007 года, проект создания мультитранспортного коридора Евразия — Америка не только реален, но и объективно востребован временем и выгоден всем его участникам, в первую очередь России". В то же время в Минтрансе пока не берутся оценивать целесообразность этого проекта. Пока более-менее понятно только со строительством железной дороги до Якутска и продлением ее до Магадана и Берингова пролива. В частности, сейчас активно реализуется проект строительства железнодорожной ветки Беркакит — Томмот — Якутск, которая свяжет Якутию с единой транспортной системой страны.
ЕВГЕНИЯ ГАВРИЛЮК
Источник "РБК-daily"
Понедельник, 9 апреля 2007, 17:19
|