X5 Retail Group продолжила консолидацию активов на Урале. Она заключила соглашение о создании совместной компании с владельцем франшизы сети "Пятерочка" в Челябинске. Сделка позволила Х5 получить контроль над 40 торговыми точками партнера с оборотом более 55 млн долл. По мнению экспертов, это позволит компании усилить присутствие в Уральском регионе, пока там не обосновались конкуренты.
Компания X5 Retail Group создана в мае 2006 года в результате объединения сетей "Пятерочка" и "Перекресток". Выручка в прошлом году составила 3,48 млрд долл. Акционеры — "Альфа-Групп" (47,8%), основатели "Пятерочки" (21,2%), топ-менеджеры (6,2%). Еще 24,2% торгуется на LSE.
Почти год рынок ждал от X5 Retail Group сделки по консолидации активов франчайзингового партнера "Урал-Агро-Торг" в Челябинске. В январе 2006 года компания объявила о выкупе у него 26% акций за 1,5 млн долл. Тогда же стороны договорились создать совместную компанию "Пятерочка — Урал". В соответствии с условиями заключенного соглашения в совместной компании, объединившей активы "Пятерочки" в Екатеринбурге и Челябинске, Х5 принадлежит 51% акций, "Урал-Агро-Торгу" — 49% акций, которые Х5 в дальнейшем планирует выкупить в два этапа — 24% в 2008 году и 25% в 2009 году.
"Эта сделка безденежная, основанная на объединении активов", — подчеркивает директор по коммуникациям Х5 Геннадий Фролов. В качестве вклада в совместную компанию Х5 вносит уже приобретенные 26% сети "Пятерочка" в Челябинске и 100% сети "Пятерочка" в Екатеринбурге (25 магазинов). Со своей стороны "Урал-Агро-Торг" вносит 74% оставшихся у него активов челябинской "Пятерочки", оперативное управление которой перешло к Х5.
По словам г-на Фролова, оборот "Пятерочки" в Челябинске составляет порядка 55 млн долл. без НДС. "Если до сих пор Х5 получала процент от выручки своих франчайзи, после совершения сделки мы сможем консолидировать всю выручку этой сети в нашей отчетности", — комментирует г-н Фролов. На сегодняшний день вклад франчайзинговых магазинов в общую структуру выручки Х5 незначителен — не более 2%. Совокупный оборот франчайзинговых магазинов Х5 в 2006 году оценивался в 1 млрд долл.
"С точки зрения дохода эта покупка вносит сравнительно небольшой вклад в выручку компании, — отмечает аналитик ФК "Открытие" Наталья Мильчакова. — Основная цель — закрепиться в стратегическом для компании Уральском регионе, пока рынок не занят другими крупными федеральными сетями. Кроме того, купить франчайзи гораздо дешевле, нежели развиваться на незнакомом рынке самостоятельно или покупать местного ритейлера". Сейчас в Челябинске работает местная сеть "Незабудка". Кроме того, по франчайзингу регион начал осваивать главный конкурент "Пятерочки" — "Копейка".
О выкупе бизнеса своих франчайзи финансовый директор Х5 Виталий Подольский сообщил еще в середине прошлого года. Однако дальше начатой год назад сделки в Челябинске дело пока не пошло. "У большинства франчайзинговых партнеров слабые операционные показатели, а качественно работающие ритейлеры не заинтересованы в продаже бизнеса", — поясняет аналитик ИК "Тройка Диалог" Михаил Терентьев.
Х5 отчиталась за квартал
Объем сопоставимых продаж X5 Retail Group N.V. в первом квартале 2007 года вырос на 13% по сравнению с тем же периодом 2006 года. Размер торговых площадей X5 увеличился на 32,36 тыс. кв. м, до 497 тыс. кв. м. За рассматриваемый период компания открыла 58 "Пятерочек" и четыре "Перекрестка", при этом три "Перекрестка" были переведены под бренд "Пятерочка". На конец марта Х5 управляла 512 магазинами "Пятерочка" и 169 магазинами "Перекресток". Кроме того, в первом квартале было открыто 16 магазинов под франшизой "Пятерочки". К началу апреля в России и Казахстане действовало 533 магазина под франшизой "Пятерочки" и десять магазинов под франшизой "Перекрестка" в московском регионе.
МАРИЯ СОЛОВИЧЕНКО
Источник "РБК-daily"
Среда, 11 апреля 2007, 14:11
|