Вскоре после предписания Ростехнадзора обозначить сроки начала прокачки нефти в направлении Литвы на рынке начались спекуляции о скором восстановлении ее подачи на НПЗ Mazeikiu nafta. На предприятии же утверждают, что никаких документов от "Транснефти" ни к ним, ни в литовское правительство не поступало.
29 июля 2006 года на участке Унеча — Полоцк-1 нефтепровода "Дружба" произошла авария, прокачка нефти в направлении Литвы и крупнейшего в Прибалтике НПЗ Mazeikiu nafta (MN) была приостановлена. Поставки на завод в данный момент ведутся морем, PKN Orlen не раскрывает поставщиков. По информации участников рынка, нефть может поставляться из Венесуэлы, Казахстана, а также от российской "Роснефти".
"Со стороны "Транснефти" есть сигналы о возобновлении поставок", — утверждает собеседник Reuters, имеющий доступ к информации о поставках нефти PKN Orlen. Примечательно, что в среду Ростехнадзор поручил руководству нефтепровода "Дружба" в течение двух недель принять меры по устранению опасных дефектов и несоответствий требованиям промышленной безопасности на участке Унеча — Полоцк-1 и 2. Пресс-секретарь Ростехнадзора Евгений Аношин уточнил РБК daily, что в ведомстве недовольны затягиванием сроков проведения экспертизы и ремонтных работ по участку трубопровода "Дружба" и намерены проконтролировать их оперативную реализацию в течение полумесяца. При этом Ростехнадзор должен лишь утвердить результаты экспертизы: ее проводит ВНИИСТ по заказу "Транснефти".
При этом источник в Ростехнадзоре рассказал РБК daily, что недавно "Транснефть" обратилась в ведомство за разрешением увеличить давление на участке трубопровода "Дружба" в направлении Унеча — Полоцк-1 и 2, однако ей было отказано, так как безопасность такого шага оставалась под вопросом. По его словам, чтобы подтвердить такую возможность, решили форсировать сроки окончания экспертизы "Дружбы". Пресс-секретарь PKN Orlen Павел Пореба от комментариев отказался, посоветовав обратиться непосредственно на MN. Источник РБК daily на НПЗ сообщил, что на завод и в правительство не поступало никаких сообщений от "Транснефти" и PKN.
Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев говорит, что это неудивительно: речь не идет о возобновлении поставок нефти по "Дружбе" в течение двух недель. "В течение этого времени мы будем проводить диагностику обнаруженных ранее дефектов, всего их более 7 тыс. За две недели их устранить невозможно физически", — сообщил он РБК daily. По его словам, конкретных сроков на проведение этих работ не установлено.
Надежда Казакова из МДМ-Банка считает экономически обоснованным использовать уже существующую инфраструктуру, нежели строить новую. "По всей видимости, восстановление подачи нефти все же произойдет", — полагает она. Ее коллега из литовского Hansabank Донатас Ужкурелис настроен более пессимистично. "Если будет построен БТС-II, то восстанавливать прокачку по "Дружбе" нет смысла", — считает он.
В самой Польше, похоже, также пристально следят за проектом БТС-II. В частности, глава PKN Петр Ковнацкий на днях заявил, что компании "необходимо снизить планы относительно MN". Вместе с тем он подчеркнул, что в Литву будет инвестировано не менее 1 млрд долл. в течение пяти лет. Напомним, что бывший глава PKN Orlen Игорь Халупец заявлял о намерениях потратить порядка 700—900 млн долл. на MN в течение ближайших нескольких месяцев.
ЕКАТЕРИНА ГОЛУБКОВА, ЛЮДМИЛА ПОДОБЕДОВА
Источник "РБК-daily"
Пятница, 13 апреля 2007, 15:10
|