Собственникам российских компаний, котирующихся в Лондоне, вскоре придется раскрыть информацию о принадлежащих им долях в их капитале, включая те, которыми они владеют через третьи структуры. Этого требуют новые правила, введенные директивой ЕС об информационной прозрачности. Вчера им подчинился ЛУКОЙЛ: согласно его официальному сообщению, президент Вагит Алекперов и вице-президент Леонид Федун владеют блокпакетом акций ЛУКОЙЛа на общую сумму 18,4 млрд долл.
Основные акционеры ЛУКОЙЛа — номинальные держатели "ИНГ Банк (Евразия)" (64,08%), СДК "Гарант" (8,39%), ДК "Уралсиб" (6,9%), Ситибанк (7,88%), Депозитарно-клиринговая компания (4,89%), Национальный депозитарный центр (4,03%). Физические лица владеют 2,98% акций, у иностранных юридических лиц 0,01%. Американской компании ConocoPhillips принадлежит 20% ЛУКОЙЛа.
По неофициальным данным, приводимым ранее Reuters, доля Леонида Федуна составляла около 6%, а Вагит Алекперов в феврале признавался РБК daily во владении примерно 15% акций компании. Вместе с тем у менеджмента сосредоточено "более 20% акций", говорил ранее г-н Федун. Номинальные доли, принадлежащие членам совета директоров и членам правления ЛУКОЙЛа, составляют чуть более 5%, следовало из официальной информации компании.
Вчера же ЛУКОЙЛ впервые официально сообщил о точном количестве акций, которые прямо или косвенно принадлежат двум его топ-менеджерам. Дело в том, что Управление по финансовым услугам Великобритании в рамках реализации директивы ЕС об информационной прозрачности ввело в действие новые правила в отношении компаний, имеющих листинг в Великобритании. Они строже, чем те, которые действовали ранее, в частности, они предполагают более подробное раскрытие информации об акционерах.
Президент компании Вагит Алекперов по состоянию на 16 апреля 2007 года является держателем 16,899%, а вице-президент Леонид Федун — 8,3% акций ЛУКОЙЛа. В совокупности им принадлежит 25,199% бумаг компании, что дает им право блокировать крупные сделки.
Исходя из текущих котировок доля Вагита Алекперова стоит 12,3 млрд долл., доля Леонида Федуна — 6,1 млрд долл. Примечательно, что журнал Forbes оценивает состояние г-на Алекперова в схожую сумму — 12,4 млрд долл. (48-е место в мире). В интервью РБК daily г-н Алекперов говорил, что все его активы "сосредоточены только в бумагах ЛУКОЙЛа". В отношении Леонида Федуна Forbes слегка недотянул: его состояние оценивалось в 5,3 млрд долл. (152-е место в мире). "Моя мечта — 10% (акций ЛУКОЙЛа. — РБК daily)", — не так давно заявлял он.
Вслед за ЛУКОЙЛом требованию о раскрытии информации о собственниках вскоре должны подчиниться и другие российские компании. В пресс-службе "Роснефти" РБК daily заверили, что она будет соблюдать все требования законодательства. В другой российской компании, недавно осуществившей IPO в Лондоне, неофициально объяснили, что "полного раскрытия пока никто не делал, но компания публичная, поэтому никуда не денется, просто на все нужно время".
Главный экономист компании "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков считает, что ужесточение правил листинга на LSE связано с глобальным изменением правил игры на мировых финансовых рынках на фоне борьбы с финансированием терроризма. "Я не вижу причин, которые могут помешать законопослушным компаниям, чьи бумаги торгуются на LSE, обнародовать своих бенефициаров", — считает он.
Впрочем, большинство опрошенных РБК daily эмитентов уверяют, что ими уже соблюдены новые требования LSE. В "Интегре" сообщили, что все необходимые по закону сведения компания раскрыла накануне IPO в своем проспекте эмиссии. Пресс-секретарь компании Алла Сапун подчеркнула, что выполнение требований новой директивы Управления по финансовым услугам Великобритании будет осуществляться в требуемые сроки и в полном соответствии с законодательством.
По мнению президента компании "Ренессанс Управление инвестициями" Илкки Салонена, прошли те времена, когда эмитенты засекречивали своих бенефициаров, сейчас это немодно и себе дороже. "Регуляторы, в том числе LSE, давно стремились к информационной прозрачности публичных компаний, и в этих новациях для участников рынка нет ничего плохого или обременительного", — добавил он.
Новшества наверняка позволят получить новые данные об акционерах ряда компаний, относительно недавно вышедших на LSE. Например, структура собственности сталелитейных компаний стала известна только год-два назад. Evraz, а вслед за ним НЛМК и "Северсталь" перед размещением акций в Лондоне показали своих владельцев. Впрочем, уже после того, как Evraz провел IPO и показал доли, которые принадлежат Александру Абрамову и Александру Фролову, было объявлено о продаже чуть более 41% акций компании структурам, представляющим интересы Millhouse Capital. Владельцем этой компании считается Роман Абрамович. Впрочем, неоднократно звучали версии, что помимо г-на Абрамовича бенефициарами этой компании могут являться и бывшие топ-менеджеры "Сибнефти". Если информация соответствует действительности, вскоре Evraz должен будет раскрыть данные об этих акционерах.
ЕКАТЕРИНА ГОЛУБКОВА, ДМИТРИЙ КОПТЮБЕНКО, ИГОРЬ ПЫЛАЕВ
Источник "РБК-daily"
Вторник, 17 апреля 2007, 18:07
|