Широкомасштабные планы по строительству генерирующих мощностей, заявленные РАО "ЕЭС России" в начале года, забуксовали уже на первом этапе. Как признал на конференции "Российская электроэнергетика-2007" начальник департамента стратегии холдинга Дмитрий Аханов, ряд генерирующих компаний откладывает ввод новых генерирующих мощностей из-за того, что производители оборудования и инжиниринговые компании не справляются с объемом заказов со стороны энергетиков. Тем самым чиновник подтвердил опасения экспертов, которые считают, что РАО "ЕЭС" не сможет уложиться в заявленные сроки по строительству энергоблоков.
"Генерирующие компании вынуждены переносить сроки вводов, потому что "Силовые машины" или Siemens не могут поставить оборудование", — отметил Дмитрий Аханов. Эти концерны — главная надежда энергетиков, на которые РАО "ЕЭС" делает большие ставки. Так, еще в феврале, когда была презентована инвестпрограмма холдинга по строительству, отмечалось, что прогнозным планом потребностей в энергооборудовании до 2010 года предусмотрена закупка 112 паровых турбин общей мощностью 16,2 ГВт и 116 газовых турбин на 14 ГВт. И это только заказ для "Силовых машин".
Часть оборудования энергетики рассчитывают заказать у иностранных производителей. В общей сложности энергохолдинг планирует закупить 146 тепловых турбин установленной мощностью 23,6 ГВт (в том числе 67 на 7,8 ГВт для парогазо- вых установок), 133 газовые турбины мощностью 17,1 ГВт, 156 трансформаторов суммарной мощностью 49,5 МВА. Еще 45 гидротурбин мощностью 5 ГВт собираются закупить предприятия ГидроОГК.
РАО "ЕЭС" рассчитывает, что ситуация изменится к лучшему. Именно благодаря заказам энергетиков, подчеркнул начальник департамента стратегии холдинга, "люди начинают инвестировать в развитие собственного бизнеса". Однако, как отмечают отраслевые аналитики, вряд ли энергетикам стоит уповать на расторопность машиностроителей.
"Проблемы, с которыми будут сталкиваться энергокомпании при реализации масштабной программы обновления российских энергетических мощностей, только начинают набирать обороты", — сказал РБК daily Семен Бирг из ИК "Финам". По его словам, недопоставка оборудования — только начало проблем. "Не знаю, на что они рассчитывали, — удивляется аналитик ВТБ 24 Станислав Клещев. — Если сразу было ясно, что необходимый объем энергооборудования не будет произведен в срок, то зачем же надо было увеличивать инвестпрограмму еще вдвое?" Г-н Клещев разделяет уверенность РАО "ЕЭС", что, получив многомиллионные заказы и увидев перспективы работы на десятилетие вперед, машиностроители начнут инвестировать в производство средства. "Однако проблему ввода необходимого количества энергоблоков в сжатый срок (к 2010—2011 годам) решить не удастся", — считает аналитик ВТБ 24. А Сергей Бейден из ИГ "Капиталъ" подчеркивает, что неизбежно произойдет срыв срока ввода объектов, но в некотором смысле это хорошо: "Это позволит корректировать инвестпрограмму под реальный рост спроса, который, по всей видимости, будет все-таки ниже, чем тот, который закладывается сейчас в расчет".
Тем самым сроки выполнения инвестпрограммы, как считают аналитики, сдвигаются на пару лет. Кроме того, добавляет г-н Бейден, по ценам российское машиностроение в ближайшие три года должно сравняться с продукцией западных конкурентов. Из-за высокого спроса на продукцию машиностроения рост цен на нее на мировом рынке составил порядка 15% за последние два-три года, и эта тенденция сохранится. "Поэтому проблем впереди очень много", — отметил г-н Бейден. А г-н Бирг акцентирует внимание на том, что, даже если мировые энергомашиностроители смогут обеспечить весь российский спрос на оборудование, проблемы будут интенсифицироваться на этапе проектирования, монтажа и наладки оборудования, поскольку существует дефицит кадров.
ЕЛЕНА ШЕСТЕРНИНА
Источник "РБК-daily"
Понедельник, 23 апреля 2007, 13:37
|