Вчера АвтоВАЗ признался, что без зарубежных партнеров удержаться на рынке он не сможет. Сотрудничества с одной канадской Magna ему недостаточно: канадцы могут подобрать комплектующие, но не смогут разработать автомобиль. Поэтому АвтоВАЗ ведет переговоры сразу с несколькими "полноценными" автопроизводителями и даже согласился пожертвовать ради сотрудничества с ними блокпакетом акций. Если с потенциальными "стратегами" договориться не получится, АвтоВАЗ планирует провести IPO. Это компенсирует расходы на "раскольцовку" уставного капитала, но не решит проблемы технологического отставания.
Как заявил вчера председатель совета директоров АвтоВАЗа и гендиректор ФГУП "Рособоронэкспорт" (РОЭ) Сергей Чемезов, автозавод готов продать блокирующий пакет акций стратегическому инвестору и ведет переговоры с Magna, Renault, Fiat и Porsche. "Есть много компаний, желающих стать нашими стратегическими инвесторами, но мы пока не определились. Нам нужно, чтобы нам дали развиваться, а не поглотили", — сказал г-н Чемезов. По его словам, сейчас РОЭ контролирует более 70% акций АвтоВАЗа и намерен оставить себе более 50% акций. "Мы не собираемся уходить с завода. И не собираемся продавать и зарабатывать на спекуляциях", — сказал г-н Чемезов.
Сотрудничества с Magna, с которой АвтоВАЗ в декабре договорился о разработке платформы автомобиля класса С, отборе производителей комплектующих и строительстве нового завода, волжскому автогиганту оказалось недостаточно. "Magna занимается разработкой комплектующих, а не автомобилей. Если у АвтоВАЗа будет дизайн и готовые комплектующие, ему понадобится разработчик, который совместит одно с другим", — пояснил РБК daily топ-менеджер одного из западных автопроизводителей.
Контракт с Magna об организации производства в Тольятти легкового автомобиля на АвтоВАЗе надеются подписать в середине мая во время визита президента РФ Владимира Путина в Австрию, сказал г-н Чемезов. По его словам, АвтоВАЗ поставил Magna задачу уложиться в розничную цену этого авто до 12 тыс. долл. и пока Magna с этим справляется. Пока не решено, где будет производиться новый автомобиль: строительство абсолютно нового завода потребует инвестиций в 1,5 млрд долл., а размещение в существующих цехах, где сейчас производится Kalina или вазовская "классика", снизит объем капиталовложений до 700—800 млн долл.
Идея строительства нового завода обсуждается на АвтоВАЗе с весны 2006 года. Тогда говорилось о заводе для сборки двенадцати новых моделей на базе трех платформ, которые АвтоВАЗ был намерен разработать самостоятельно в течение пяти лет. Позже на предприятии определились, что расширение производства (в первой половине 2006 года автомобили Lada пользовались высоким спросом) ограничено производством двигателей, и в июле в Тольятти был заложен первый камень в строительство завода двигателей и КПП.
Дальше первого камня дело не пошло. В сентябре 2006 года завод столкнулся совсем с другой проблемой: спрос на автомобили серьезно снизился и у АвтоВАЗа начали расти складские запасы, которые составили в конце зимы около 130 тыс. автомобилей. Автопроизводитель до сих пор не опубликовал итоги продаж за первый квартал, однако, по неофициальным данным, несмотря на наступление сезона (годовой пик продаж традиционно приходится на март—апрель), запасы так и не были распроданы.
В декабре АвтоВАЗ и Magna подписали соглашение о сотрудничестве, и было объявлено, что будет построен новый сборочный завод мощностью 450 тыс. автомобилей. Половина завода будет собирать автомобили Lada, а вторая половина — автомобили некоего другого производителя. Однако теперь АвтоВАЗ готов отказаться и от этой идеи и разместить производство новой модели в одном из существующих цехов.
Если со стратегическим инвестором не удастся договориться, АвтоВАЗ может провести IPO, заявил вчера г-н Чемезов. По его словам, на заводе постараются принять решение до конца года. По словам источника РБК daily в руководстве АвтоВАЗа, IPO позволит компании привлечь средства для реализации существующей инвестпрограммы. По его мнению, оптимальным объемом для размещения было бы 10—15% акций компании. Сейчас такой пакет стоит 320—480 млн долл. Кроме того, IPO позволило бы узнать рыночную стоимость компании. "Сейчас на рынке очень мало акций завода, и потенциальные инвесторы не могут понять, сколько в действительности компания стоит. АвтоВАЗ все еще обладает самой большой долей на рынке и самой развитой дилерской сетью, и компания недооценена", — пояснил он. При этом, по его словам, проведение IPO не исключает последующего сотрудничества со "стратегом".
В то же время, по мнению аналитика Deutsche UFG Елены Сахновой, АвтоВАЗу трудно будет провести IPO, так как заинтересовать инвесторов в акциях завода будет сложно. Она предположила, что таким способом РОЭ хочет сократить свое участие в АвтоВАЗе. "Рособоронэкспорт" наконец понял, что ему достался проблемный актив", — пояснила она.
ЮЛИЯ КАРУЛИНА
Источник "РБК-daily"
Вторник, 24 апреля 2007, 13:08
|