Сбытовая "дочка" "Газпром нефти" — "Сибнефть-АЗС Сервис" — подготовила проект среднесрочной инвестпрограммы до 2010 года. В Москве и области, где компания занимает долю рынка в пределах 10%, рассматривается возможность приобретения действующих сетей АЗС, а также строительство новых станций. Аналитики прогнозируют пересмотр этих планов в сторону увеличения в случае получения "Газпром нефтью" контроля над Московским НПЗ.
"Сибнефть" (прежнее название "Газпром нефти") вышла на московский розничный рынок нефтепродуктов в декабре 2002 года через специально созданную для этого "дочку" ООО "Сибнефть-АЗС Сервис". К концу 2005 года, когда "Газпром" приобрел 72,6% акций "Сибнефти", предприятие уже было оператором 54 АЗС в столичном регионе, и еще 33 автозаправочные станции функционировали под вывеской "Сибнефти" по договору франчайзинга. Сейчас компания располагает 69 заправочными станциями.
Общий объем реализации нефтепродуктов "Сибнефть-АЗС Сервиса" в 2006 году составил порядка 620 тыс. т, что практически находится на уровне 2005 года. Розничные продажи топлива увеличились почти в 1,5 раза, до 212 тыс. т. Этот рост объясняется тем, что в 2006 году компания приняла в эксплуатацию от "РК-Газсетьсервис" 15 многотопливных автозаправочных комплексов EPetrol, через которые сбываются не только нефтепродукты, но и сжиженный углеводородный газ.
В текущем году компания рассчитывает увеличить объемы розничных продаж нефтепродуктов более чем на 20%. В подготовленном компанией проекте среднесрочной инвестпрограммы до 2010 года предполагается расширение географии присутствия на топливном рынке столичного и близлежащих регионов. "У нас есть ряд предложений о приобретении действующих сетей АЗС в Москве и области, рассматриваем мы и возможность строительства новых станций, — сообщил гендиректор "Сибнефть-АЗС Сервиса" Сергей Каштанов корпоративному журналу "Газпром". — Кроме того, планируем выйти на сопредельные территории: в частности, мы уже провели анализ 44 участков в Тверской, Псковской и Новгородской областях".
При этом компания намерена полностью отказаться от сотрудничества с джобберами. "Франчайзинг был актуален на российском топливном рынке в 2001—2004 годах, — отмечает г-н Каштанов. — Сейчас отечественные нефтяные компании прекращают работать в этом формате. Дело в том, что контролировать качество наших нефтепродуктов на чужих АЗС, перекрашенных в корпоративные цвета "Сибнефти", практически невозможно.
Рынок АЗС Москвы и Московской области находится на таком этапе, когда его дальнейшее развитие возможно фактически только в качественном плане, отмечает аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Екатерина Кравченко. При этом, напоминает она, имеет место острая конкуренция крупных игроков за уже имеющиеся заправочные станции на территории Москвы. По данным ФАС, в Москве и Московской области работают свыше 720 коммерческих и порядка 130 ведомственных АЗС. Коммерческими АЗС владеют около 130 фирм, и только примерно 19 из них принадлежат московские автозаправки.
Пока планы "Газпром нефти" в столичном регионе достаточно скромные, считает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. Однако, напоминает он, нельзя забывать о том, что компания стремится получить контроль над Московским НПЗ. "Если это произойдет, то планы наверняка будут пересмотрены в сторону значительного увеличения", — подчеркнул он.
ЕКАТЕРИНА ЦЫРЛИНА
Источник "РБК-daily"
Четверг, 3 мая 2007, 14:46
|