Несмотря на то что за первые три месяца 2007 года "Аэрофлот" почти на четверть увеличил перевозки пассажиров, по итогам первого квартала авиакомпания показала убытки по РСБУ в размере 1,15 млрд руб. Год назад авиаперевозчик за тот же период получил прибыль в 398,6 млн руб. Впрочем, в компании заявляют, что нынешние убытки вовсе не отражают результаты текущей деятельности и связаны лишь с изменением системы учета доходов.
ОАО "Аэрофлот — Российские авиалинии" — крупнейшая авиакомпания страны. Основные акционеры — Росимущество (51,17%) и Национальная резервная корпорация (НРК), которая контролирует около 30% акций. В прошедшем году авиакомпания перевезла 7,29 млн пассажиров и 145,3 тыс. т почты и грузов, выполнено 22,406 млрд пассажирокилометров и 2,885 млрд тонна-километров. Процент занятости пассажирских кресел в 2006 году в целом составил 70,1%, процент коммерческой загрузки — 57,7%. Чистая прибыль авиакомпании по итогам 2006 года составила 7,9 млрд руб., выручка — 71,35 млрд руб.
Производственные итоги "Аэрофлот" подвел почти месяц назад. Так, в первом квартале ведущему авиаперевозчику удалось не только сохранить лидерство, но и увеличить перевозку пассажиров на 23,5%, до 1,707 млн человек. При этом в целом по парку воздушных судов налет часов увеличился к уровню прошлого года на 12,6%, а процент занятости пассажирских кресел остался на уровне первого квартала 2006 года (66,5%).
Ожидалось, что рост перевозок позитивно отразится и на финансовых результатах работы авиакомпании. Впрочем, как следует из опубликованной вчера отчетности "Аэрофлота" по РСБУ за первый квартал, выручка компании за первые три месяца 2007 года снизилась с 13,11 млрд руб., до 12,44 млрд руб. Себестоимость, напротив, выросла с 12,31 млрд до 13,48 млрд руб. В результате по итогам первого квартала авиакомпания получила чистый убыток в размере 1,15 млрд руб., тогда как год назад была получена прибыль в размере 398,6 млн руб. Что характерно, краткосрочная (до 12 месяцев) дебиторская задолженность авиакомпании за первый квартал выросла с 17,5 млрд до 22,65 млрд руб.
В авиакомпании по поводу снижения выручки не переживают, объясняя это не экономическими факторами, а сменой методов учета с 1 января 2007 года. "В прошлом году доходы от реализации авиационных перевозок учитывались по факту выписки перевозочных документов", — пояснил РБК daily замгендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков. Сейчас же учет доходов ведется по факту совершения перевозки. Таким образом, часть уже полученных авиакомпанией средств от продажи билетов отразится в бухотчетности только после того, как будет совершена перевозка по этим билетам. По словам г-на Кошлякова, переход на учет доходов по факту совершения перевозки был обусловлен требованиями к ведению бухгалтерского учета.
При переходе на новый метод учета доходов часть выручки, относящаяся к перевозкам 2007 года, была учтена в доходах 2006 года, что оказало влияние на величину прибыли от продаж авиаперевозок в первом квартале 2007 года. Как поясняет Лев Кошляков, этот факт не повлияет на показатели финансовой отчетности 2007 года по международным стандартам.
"Это никак не ударит по авиакомпании, это простые банковские проводки", — считает аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова. "Многие авиакомпании и без этого традиционно являются убыточными. Авиакомпании хорошо отчитались по итогам прошлого года, поэтому переход на новую систему учета проданных билетов никак не повлиял на результаты", — говорит эксперт из "ЦентрИнвест Секьюритис" Наталья Сорокина.
СЕРГЕЙ СТАРИКОВ
Источник "РБК-daily"
Вторник, 15 мая 2007, 12:21
|