Сегодня "Аэрофлот" и "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) подпишут меморандум о приобретении 15 самолетов Sukhoi SuperJet 100. Компании долгое время не могли договориться о стоимости поставляемой техники: перевозчик хотел покупать самолеты по старой цене, а предприятие-производитель — продавать уже по новой. В итоге был найден компромиссный вариант: самолеты будут продаваться выше себестоимости, но с небольшой прибылью для Sukhoi.
ОАО "Аэрофлот — российские авиалинии" — крупнейшая авиакомпания страны. Основные акционеры — Росимущество (51,17%) и Национальная резервная корпорация, которая контролирует около 30% акций. Чистая прибыль авиакомпании по итогам 2006 года составила 7,9 млрд руб.
Стоимость, по которой самолеты будут проданы авиакомпании, не раскрывается, но стороны отмечают, что она значительно выше той, по которой "Аэрофлот" купил их в прошлый раз. Каталожная цена 15 машин на сегодняшний день составляет 424,5 млн долл. Самолеты будут поставляться начиная с 2011 года на условиях лизинга (лизинговая компания пока не выбрана). Твердый контракт будет подписан до конца 2007 года, а если стороны быстро согласуют все условия сделки, то он будет подписан в августе на авиасалоне "МАКС-2007".
Первый контракт на поставку 30 самолетов SuperJet 100 "Аэрофлот" и ГСС был подписан 7 декабря 2005 года. Общая сумма сделки между ГСС и "Аэрофлотом" — около 570 млн долл., время поставки — с ноября 2008 года по апрель 2011-го, авансовые платежи за один самолет составят 524,4 тыс. долл. Низкая стоимость самолетов (19 млн долл.) была обусловлена тем, что авиакомпания являлась первым заказчиком. Сейчас каталожная стоимость самолетов выросла до 28,3 млн долл.
На переговорах по второму контракту изначально речь шла о 20 самолетах, однако впоследствии размер заказа сократился до 15. Соглашение долгое время не подписывалось, так как стороны не могли договориться о цене. "Аэрофлот" настаивал на том, чтобы повышение стоимости относительно первого контракта на 30 самолетов было минимальным. Предприятие-производитель требовало, чтобы крупнейший российский перевозчик закупал машины на общих основаниях, как и остальные авиакомпании.
Продать самолеты ниже себестоимости второй раз ведущему перевозчику страны ГСС не могла. До сих пор не решен вопрос по финансированию производства первых самолетов для "Аэрофлота": неясно, кто покроет разрыв между себестоимостью машин и ценой, указанной в контракте. "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) пока не может взять на себя эту разницу. "Договориться с гендиректором ИФК Александром Рубцовым крайне сложно, так как его позиция такова: пока самолета нет, не будет его финансирования", — отмечает источник РБК daily в финансовых кругах. По его информации, разрыв между себестоимостью и контрактной ценой может покрыть "ВТБ-Лизинг".
Участники рынка считают, что "ВТБ-Лизинг" может вытеснить "Ильюшин Финанс Ко" из проекта SuperJet. Какие преференции взамен получит ВТБ, источники РБК daily не знают.
Несмотря на неопределенность с финансированием контракта, в "Аэрофлоте" по-прежнему уверены, что самолеты будут поставлены в срок. "У нас предусмотрены санкции, надеемся, что поставки пройдут в срок и первый SuperJet придет в конце 2008 года", — говорит руководитель пресс-службы "Аэрофлота" Ирина Даненберг.
"С момента заключения первого контракта в декабре 2005 года ГСС сотрудничает со специалистами "Аэрофлота" в рамках семи рабочих групп по подготовке ввода самолета в эксплуатацию. Для ГСС новый заказ — это символ роста доверия к нам как к производителю", — говорит РБК daily директор по связям с общественностью компании "Гражданские самолеты Сухого" Ольга Каюкова. Она не стала говорить о схеме финансирования сделок с "Аэрофлотом".Гендиректор "ВТБ-Лизинг" Антон Борисевич вчера отказался от комментариев.
СЕРГЕЙ СТАРИКОВ
Источник "РБК-daily"
Вторник, 22 мая 2007, 13:21
|