Приморский край планирует подать заявку в правительство РФ на создание особой экономической портовой зоны в Восточном порту. Власти считают, что у других приморских портов серьезно ограничены возможности развития из-за нехватки земли для дополнительного строительства. Однако у самого порта Восточный нет единой концепции развития, что может вызвать сложности при создании особой экономической зоны (ОЭЗ).
ОАО "Восточный порт" (Находка) — самая большая стивидорная компания на территории Восточного порта. Ее основными акционерами являются "Истерн Стивидоринг Холдингз Корп." (75,28% акций) и государство (19,99% акций). По неофициальным данным, порядка 52% акций порта контролирует "Кузбассразрезуголь".
Закон об особых экономических зонах портового типа предполагалось принять еще до конца 2006 года. Однако в Государственную думу проект закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части создания портовых особых экономических зон" был внесен только в середине марта.
Как заявил губернатор Приморья Сергей Дарькин, регион будет подавать заявку в правительство РФ на создание особой экономической портовой зоны в Восточном в связи с поручением президента РФ Владимира Путина по развитию приморских портов Козьмино, Восточный и Находка. Год назад в администрации Приморья были планы по созданию как минимум трех зон с особым таможенным, пограничным и налоговым режимом. Но как заявил в январе министр транспорта РФ Игорь Левитин, статус ОЭЗ планируется присвоить всего трем российским портам, из которых только один будет в Приморском крае.
Если претенденты на юге (Новороссийск) и северо-западе (Усть-Луга) особых вопросов не вызывали, то на Дальнем Востоке, где есть ряд портов, примерно эквивалентных по грузообороту и транспортной доступности, сделать выбор было сложнее. По словам Сергея Дарькина, "у других приморских портов серьезно ограничены возможности развития из-за нехватки земли для дополнительного строительства". Считается, что Владивостокскому морскому торговому порту развиваться некуда географически, хотя он и не отказался от планов строительства крупного логистического центра на 1 млн TEU в год.
Кроме того, Восточный порт на порядок крупнее всех остальных портов региона. "Только ОАО "Восточный порт", перевалившее в прошлом году 16 млн т грузов, в два раза крупнее Находки (8 млн т) и Владивостока (7,38 млн т). И хотя бы в силу этого создание ОЭЗ на его основе выглядит более логично", — сказал РБК daily аналитик инвестиционного банка "Ак Барс Финанс" Олег Судаков. Возможно, свою роль сыграет и номенклатура грузов. "Восточный специализируется в основном на перевалке угля, но имеет мощности и по перевалке генеральных грузов, удобрений и контейнеров, — говорит г-н Судаков. — Имеющиеся мощности других портов узкоспециализированны. К тому же Восточный может принимать суда дедвейтом до 150 тыс. т, на что ни один другой порт не способен".
Однако даже при положительном решении правительства с созданием ОЭЗ в порту Восточный могут возникнуть трудности. "Ни у порта Восточного, ни у Находкинского порта на сегодня нет концепции развития. Несколько проектов по развитию перевалки контейнеров есть только в порту Владивосток. А только на основании поручения президента по развитию приморских портов построить ничего не удастся", — пояснил РБК daily один из участников рынка, знакомый с ситуацией. По его словам, власти Приморья в данный момент просто рассчитывают на дополнительные денежные поступления в бюджет от создания ОЭЗ.
Ни в ОАО "Восточный порт", ни в ВМКС получить комментариев не удалось.
ЕВГЕНИЯ ГАВРИЛЮК
Источник "РБК-daily"
Четверг, 31 мая 2007, 12:51
|