Завтра завершается визит в Китай президента Ирака Джаляля Талабани. Иракский лидер прибыл в Пекин по приглашению председателя КНР Ху Цзиньтао с шестидневным визитом. Это первая официальная поездка иракского главы в Китай за последние 49 лет. Стороны обсудили ряд вопросов, в том числе общее состояние дипломатических отношений между двумя странами, а также проблему восстановления инфраструктуры Ирака.
Незадолго до встречи лидеров двух государств появились сообщения о том, что китайские компании готовы принять самое активное участие в восстановлении Ирака, воспользовавшись привилегиями нового иракского закона, который открывает доступ к освоению месторождений в стране зарубежным компаниям. В октябре прошлого года китайская нефтяная компания CNPC уже проводила переговоры с иракской стороной по поводу разработки одного из самых перспективных месторождений - Адхаб, однако в то время никаких конкретных договоренностей между сторонами достигнуто не было. В настоящее время Китай активно ищет внешние источники энергии, так как внутреннее потребление энергоресурсов в стране растет быстрее, чем их добыча. Ирак с этой точки зрения является одним из приоритетных направлений для Китая.
По мнению экспертов, активизация китайско-иракских отношений в области энергодобычи напрямую связана с резкими переменами в американской внешнеполитической стратегии и санкционирована Штатами. "В настоящий момент, находясь под влиянием либералов и постепенно оттесняя неоконов от власти, руководители США делают ставку на вовлечение конкурентов в наиболее проблемные для них зоны, в том числе Афганистан и Ирак. Вне сомнения, Китай сумеет воспользоваться предоставленной возможностью в Ираке и направит свои усилия не только в нефтедобывающую отрасль, но также и на восстановление инфраструктуры, улучшение социальной ситуации в стране, другие крупные проекты", - сказал РБК daily руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин. Китай и ранее пытался сотрудничать с Ираком в области нефтедобычи, однако до падения режима Саддама страна представляла собой крайне неустойчивое политическое образование, а Китай в то время еще справлялся с внутренними потребностями в энергоресурсах. После же оккупации Ирака силами коалиции неоконсервативное крыло в американском руководстве препятствовало любому проникновению иностранного капитала в зоны влияния США вплоть до недавнего времени.
Очевидно, что Китай сейчас пытается подвести экономическую базу под свое будущее политическое влияние сначала в Ираке, а потом и на всем Ближнем Востоке. Затянувшееся военное присутствие сил США в Афганистане и Ираке и неспособность американского руководства справиться с ситуацией и переложить ответственность на местные власти, этому только способствуют. В то же время Вашингтон, несмотря на свои неудачи в Средней Азии и на Ближнем Востоке, будет строго отслеживать любые попытки Китая посягнуть на американскую гегемонию в регионе. Допуская Китай к иракской экономике, Штаты будут делать все возможное, чтобы политическое влияние КНР здесь было минимальным.
Ирина Царегородцева
Источник "РБК-daily"
Понедельник, 25 июня 2007, 17:06
|