Нефтяники обещают заполнить нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) после окончания строительства в декабре 2008 года. Более того, по словам президента "Транснефти" Семена Вайнштока, трубопровод окажется слишком узким, чтобы впустить всю нефть, которую компании хотят поставить на Восток, — 36 млн т в год против 30 млн т планируемой мощности трубы. Крупнейший поставщик для ВСТО "Роснефть" обещала заполнить его нефтью с Ванкора в объеме 25 млн т в год на пять лет раньше называвшегося прежде срока.
Ранее вице-президент "Роснефти" Алексей Кузнецов обещал, что к 2008 году сможет обеспечить запуск первой очереди ВСТО, к 2009 году — загрузку 30% первой очереди этого нефтепровода и к 2014 году — загрузку 50% мощностей ВСТО. Однако вчера президент "Транснефти" в окрестностях Нерюнгри Республики Саха на церемонии показательной сварки тысячного километра ВСТО сказал, что госкомпания подала письменную заявку на 25 млн т уже с 2009 года.
По словам г-на Вайнштока, помимо "Роснефти" нефть в трубопровод поставит "Сургутнефтегаз" с Талаканского месторождения в объеме 2 млн т, ТНК-BP — около 2 млн т с Верхнечонского месторождения (с возможностью последующего увеличения до 4 млн т), а также компания Urals Energy с Дулисьминского месторождения в объеме 700—800 тыс. т. Гендиректор ООО "Центр управления проектом "ВСТО" Анатолий Безверхов отметил, что технически на заполнение трубы необходимо полтора месяца, то есть нефтяники поставят первую нефть уже к 2009 году.
Всего нефтяники сообщили "Транснефти" о возможности поставить в ВСТО 36 млн т в год, поэтому попасть в трубу смогут не все желающие. Ранее участвовать в наполнении ВСТО хотела Иркутская нефтяная компания, добывающая нефть на Даниловском месторождении, а также ЛУКОЙЛ. В последнем не стали комментировать заявление главы "Транснефти" о том, что места в трубе уже не осталось. Впрочем, и ТНК-BP, и "Сургутнефтегаз" поставят меньше, чем могли бы.
Для тех, кому досталась возможность прокачать свою нефть через ВСТО, замглавы Минпромэнерго Андрей Дементьев обещает выгодные тарифы, размер которых, впрочем, пока не согласован. При этом чиновник отметил, что срок окупаемости первой очереди ВСТО составит 18—20 лет. Всего же на первый этап проекта будет потрачено 11 млрд долл. Из них, по словам Семена Вайнштока, на сегодняшний день израсходовано уже 160 млрд руб. Стоимость и сроки строительства второй очереди нефтепровода, расширяющей мощность системы с 30 до 80 млн т нефти в год, пока остаются неизвестными.
Как утверждают в "Транснефти", проект расширения трубы будет недешевым и его окончательная стоимость будет во многом зависеть от цены материалов на начало строительства. Так, на этапе обоснования инвестиций по проекту первой очереди ВСТО 1 т мощности стоила 1300 руб., а к сегодняшнему дню она выросла до 2800 руб. Как рассказал РБК daily г-н Дементьев, экономия может быть достигнута за счет прокладки газовой трубы параллельно ВСТО. По его словам, соответствующая возможность изложена в Восточной газовой программе, которая получила одобрение в правительстве и теперь согласовывается с "Газпромом".
Несмотря на то что г-н Вайншток не спешит говорить о строительстве второй очереди ВСТО, увеличивать мощность трубопровода все же придется, считают эксперты. "Не исключено, что этот вопрос уже решен положительно, — говорит руководитель проектов НКГ "2К Аудит — Деловые консультации" Самуил Голдшмит. — Ведь именно под вторую очередь "Роснефть" на вчерашних торгах по распродаже ЮКОСа купила участки недр. Фактически госкомпания взяла на себя обязательства разрабатывать купленные активы, однако ВСТО и без этих запасов уже переполнен".
ЛЮДМИЛА ПОДОБЕДОВА, Нерюнгри, ДМИТРИЙ КОПТЮБЕНКО
Источник "РБК-daily"
Пятница, 13 июля 2007, 11:48
|