В последнее время во многих СМИ и комментариях аналитиков фондового рынка слышится нарастающая озабоченность по поводу усиления государства в нефтегазовой отрасли. Хотелось бы поделиться своими мыслями по поводу этого процесса, обозначить возможные причины и последствия.
С одной стороны, усиление позиций государства способствует продвижению интересов российского государства на международной арене. По сути единственным конкурентным преимуществом РФ являются полезные ископаемые. Если добавить к этому значительный рост спроса на энергоносители и благоприятную коньюктуру мирового рынка, обладание столь мощным ресурсом позволяет России добиваться от своих Западных партнеров "понимания" своей позиции как во внешнеполитических, так и в сугубо экономических вопросах.
Кроме понятного желания российских компаний двигаться вниз к конечным потребителям, увеличивая долю добавленной стоимости в своей продукции, государство таким образом решает попутно ещё несколько задач. Во- первых, стерилизуется приток иностранной валюты. Во-вторых, российские компании получают доступ к современным технологиям добычи (особенно это касается освоения участков шельфа) и переработки, что может в значительной мере способствовать росту ВВП страны в долгосрочной перспективе.
Во-вторых, оправдано увеличение влияние государства и с точки зрения современного состояния самой отрасли. Старые месторождения в районах с развитой инфраструктурой уже близки к исчерпанию, в то время как месторождения Восточной Сибири пока мало привлекательны для современного российского бизнеса ввиду как высоких рисков инвестирования, так и значительного роста капиталовложений. При этом, более рациональной стратегией для отечественных компаний является привлечение иностранных партнеров, что не только значительно снижает возможности внешнеполитического торга с Западными странами, но и перераспределяет в пользу иностранного капитала значительные доходы сектора.
Наряду с этим, даже с привлечением иностранцев к разработке проектов в Восточной Сибири, роль государства в развитии инфраструктуры регионов нефтедобычи останется определяющей.
Таким образом, дилемма на современном этапе для государства такова: либо отказаться от самостоятельного освоения природных ресурсов, ограничиться инфраструктурным обеспечением проектов и получать лишь ренту с разработки иностранцами своих недр (например как ранее было с СРП Сахалин-1 и т.д.) на заранее невыгодных (ибо слабость подобной позиции будет очевидной для иностранных партнеров), либо включиться в процесс самому, показать способность самостоятельно развивать проекты и договориться по широкому спектру вопросов на более выгодных для себя условиях. Так условиями участия иностранцев в разработке могут стать как предоставление последними современных технологий добычи и переработки энергоресуросов, так и доступ к конечным потребителям на Западе.
Критики же усиления роли государства в отрасли отчасти справедливо намекают на неэффективность функционирования государственных компаний. Однако, данное обстоятельство в большей мере касается производственных компаний, где условия для конкуренции значительно жестче и большую роль приобретает как различия в технологии процессов производства, так и маркетинга продукции. Разница же в качестве конечного продукта - нефти - определяется прежде всего качеством осваиваемых месторождений.
Кроме того, на этапах расширения деятельности любого бизнеса важнейшую роль имеет именно возможности по приобретению новых активов. Относительная же эффективность затрат становится более важной по мере перехода компаний сектора к периоду стабилизации производства и усилению конкуренции.
Как видим, объективная реальность скорее благоволит расширению участия государства в ТЭК. Последствиями же подобных мер на современном этапе будет, скорее всего, рост интереса иностранного капитала к отрасли страны, связанного прежде всего со снижением рисков инвестирования - фактически партнером иностранных компании будет государство с его мощным административным ресурсом.
Кроме того, рост вовлечения государства в ТЭК повлечет за собой дальнейшую горизонтальную консолидацию компаний отрасли. В данном контексте, слияние Роснефти и Сургутнефтегаза может рассматриваться как событие более чем вероятное.
Помимо повышения капитализации отдельных компаний (например Сургутнефтегаза на фоне объединения с Роснефтью), процесс усиления роли государства в ТЭК повлечет и общий рост капитализации всей отрасли.
Смирнов Евгений, аналитик финансовой компании "PROFIT HOUSE"
Среда, 18 июля 2007, 16:38
|